Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

29.01.28 Огранщик алмазов в бриллианты

Разработчики программы

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
среднего профессионального образования 29.01.28. Огранщик алмазов в бриллианты
Авторы:
1. Филиппов М.И., заместитель директора по УПР;
2. Иванова С.В., заместитель директора по учебной работе;
3. Белолюбская Т.К., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин,
профессиональных модулей, руководитель творческой группы по разработке
ОПОП;
4. Третьяков А.А., мастер производственного обучения и другие преподаватели
дисциплин общепрофессионального цикла по профессии 29.01.28 Огранщик
алмазов в бриллианты.
Правообладатель программы:
ГАПОУ РС (Я) «Якутский промышленный техникум им. Т.Г.Десяткина»
г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии № 86, корпус 1. Тел/факс (4112)44-91-45.
Эл. адрес: ypt@gov14.ru

Содержание
1 .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.

Нормативно-правовые

основания

разработки

программы

подготовки

квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
1.2 Нормативный срок освоения ППКРС
1.3. Требования к абитуриенту.
2.

ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЫПУСКНИКА

И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ТРЕБОВАНИЙ

К

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕЗУЛЬТАТАМ

ОСВОЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.
Область профессиональной деятельности выпускника.
Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Уровень квалификации.
2.2. Требования к результатам освоения образовательной программы.
Общие компетенции.
Виды деятельности и профессиональные компетенции.
3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного
обучения,

представителей

профильных

организаций,

обеспечивающих

реализацию образовательного процесса.
3.2. Требования к материально-техническим условиям.
3.2.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

3.3. Требования к информационным и учебно-методическим условиям.
3.3.1. Требования к информационно-коммуникационным ресурсам, соответствующим
заявленным в программе результатам подготовки выпускников.
3.3.2.

Требования

обеспеченности

каждого

обучающегося

современными

учебными, учебно-методическим печатными и/или электронными изданиями,
учебно - методической документацией и материалами.
3.3.3.

Требования к фонду дополнительной литературы, в том числе к

официальным

справочно-библиографическим

и

периодическим

изданиям,

отечественным и зарубежным журналам.
4.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Программные документы, обеспечивающие ППКРС
4.1.1.

Перечень общепрофессиональных учебных дисциплин

4.1.2. Перечень профессиональных модулей
4.1.3. Формирование вариативной части ППКРС СПО
4.1.4. Формы проведения консультаций
4.1.5. Формы проведения промежуточной аттестации
4.1.6. Формы проведения государственной итоговой аттестации
4.1.7. Учебный план и график учебного процесса
4.1.8. Организация учебного процесса и режим занятий
5. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ ОБЩИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ
6.

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СИСТЕМЫ

ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ППКРС
6.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
6.2. Государственная (итоговая) аттестация

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1
Нормативно-правовые основания разработки программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)
представляет комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты), форм аттестаций, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, примерных рабочих программ УД, ПМ, а также
оценочных и методических материалов и иных компонентов.
Нормативные основания для разработки ППКРС:
−
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
−
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
профессии: 261401.01. Огранщик алмазов в бриллианты от 02 августа 2013 года № 780,
зарегистрированный в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный N 29576;
−
Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением
о практической подготовке обучающихся»);
−
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня
профессий
рабочих,
должностей
служащих,
по
которым
осуществляется
профессиональное обучение»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей
среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и
специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г.
№119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования».
Термины, определения и используемые сокращения
В программе используются следующие термины и их определения:
4

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и
практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной
программы, имеющая определѐнную логическую завершѐнность по отношению к
планируемым
результатам
подготовки,
и
предназначенная
для
освоения
профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной
деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая
из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как
необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной
программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания,
обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей),
обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в
соответствующей сфере профессиональной деятельности.
ПМ – профессиональный модуль;
ОК– общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция.
1.2 Нормативный срок освоения ППКРС
Нормативный срок освоения программы 10 месяцев 1404 часа при очной форме
подготовки.
1.3. Требования к абитуриенту
Лица, поступающие на обучение по профессии СПО 29.01.28. Огранщик алмазов в
бриллианты, должны иметь документ о получении среднего (полного) общего
образования (аттестат).
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА И ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
2.1 Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по выполнению работ
по распиливанию, обдирке и огранке алмазов в бриллианты.
Областью профессиональной деятельности выпускников являются:
Выполнение работ по обработке алмазного сырья и огранке алмазов в бриллианты.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- алмазное сырье, полуфабрикаты, готовая продукция (бриллианты);
- оборудование, инструменты, приспособления, технологическая оснастка, средства
измерения;
- нормативно – правовая и техническая документация;
- технологические процессы и операции по обработке алмазного сырья и огранке алмазов
в бриллианты;
5

Уровни квалификации:
-распиловщик алмазов 4 разряда;
- обдирщик алмазов 4 разряда;
-огранщик алмазов в бриллианты.
2.2.Требования к результатам освоения образовательной программы.
Общие компетенции выпускников.
Код

Наименование общих компетенций

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
ОКЗ оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
ОК 7 профессиональных знаний (для юношей)
Виды деятельности и профессиональные компетенции.
Огранщик алмазов в бриллианты готовится к следующим видам деятельности и
овладению связанными с ними профессиональными компетенциями:

Код
ВД 1
ПК 1.1

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Распиливание алмазов
Определять последовательность распиливания алмазов.

ПК.1.2

Выбирать средства технологического оснащения для распиливания алмазов.

ПК.1.3

Осуществлять распиливание алмазов

ПК. 1.4

Контролировать качество распиливания различными способами.

ПК. 1.5

Устранять недостатки при распиливании алмазов.

ВД 2
ПК. 2.1

Обдирка алмазов
Определять последовательность обдирки алмазных полуфабрикатов.

ПК. 2.2

Выбирать средства технологического оснащения для обдирки.
6

ПК. 2.3

Осуществлять обдирку алмазных полуфабрикатов.

ПК. 2.4

Контролировать качество обдирки алмазных полуфабрикатов различными
способами.

ПК. 2.5

Устранять недостатки при обдирке алмазных полуфабрикатов.

ВД 3
ПК. 3.1

Огранка алмазов в бриллианты
Определять последовательность огранки алмазов в бриллианты.

ПК. 3.2

Выбирать средства технологического оснащения для огранки.

ПК 3.3

Осуществлять огранку алмазов в бриллианты.

ПК 3.4

Контролировать качество огранки различными способами.

ПК 3.5

Осуществлять реставрацию и устранять недостатки при огранке алмазов.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
3.1.Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного
обучения, обеспечивающих реализацию образовательного программы.
Реализация ППКРС СПО должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области,
соответствующей преподаваемому предмету (модулю), без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательному учреждении;
мастера производственного обучения должны иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих
профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению
подготовки «Образование и педагогика», и иметь на 1 - 2 уровня квалификации по
профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО по профессии 29.01.28.
Огранщик алмазов в бриллианты для выпускников;
преподаватели, мастера производственного обучения, ведущие образовательную
деятельность, должны регулярно, не менее 1 раза в 3 года, повышать свою квалификацию
по профилю преподаваемой дисциплины или программы практического обучения, на
курсах повышения квалификации или переподготовки, на профильных предприятиях
реального сектора экономики, или в профильных ресурсных центрах, в том числе в
рамках программ сетевого взаимодействия (Приложение 1).
Руководители практики - представители организации, на базе которой проводится
практика должны иметь на 1 - 2 уровня квалификации по профессии рабочего выше, чем
предусмотрено ФГОС СПО по профессии 29.01.28. Огранщик алмазов в бриллианты для
выпускников.
3.2.

Требования к материально-техническим условиям.
7

3.2.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный
техникум им.Т.Г. Десяткина»,
реализующий
программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии среднего профессионального образования, располагает материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки,
учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом
техникума.
Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Перечень количества кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров,
тренажерных комплексов и др., обеспечивающих проведение всех предусмотренных
образовательной программой видов занятий, практических и лабораторных работ,
учебной практики, выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы:
Кабинеты:
Технического черчения;
Технологического оборудования и оснастки для обработки алмазов;
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
Лаборатории:
Исследования алмазов и бриллиантов;
Технологии обработки алмазов;
Мастерские:
Распиловочная;
Обдирочная;
Ограночная;
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
3.3. Требования к информационным и учебно-методическим условиям.
3.3.1 Реализация профессиональной образовательной программы обеспечивает доступ
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по
полному перечню дисциплин (модулей) образовательной программы. Во время
самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
3.3.2. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или)
электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебнометодическим
печатным
и
(или)
электронным
изданием
по
каждому
междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
3.3.3 Библиотечный фонд укомплектован печатными или электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет (Приложение 2).
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на
8

каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда,
состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Профессиональная образовательная организация предоставляет обучающимся
возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными
учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных
и информационным ресурсам сети Интернет.
4.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Программные документы, обеспечивающие ППКРС
4.1.1.

Перечень общепрофессиональных учебных дисциплин

Общепрофессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
включает в себя:
ОП.01. Техническое черчение
ОП.02. Характеристики алмазов и бриллиантов
ОП.03. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности
ОП.05. Основы финансовой грамотности
ФК.00. Физическая культура
4.1.2. Перечень профессиональных модулей
Профессиональный цикл состоит из профессиональных модулей в
соответствии основными видами деятельности. В состав профессиональных модулей
входят:
ПМ.01. «Распиливание алмазов»
ПМ.02. «Обдирка алмазов»
ПМ.03. «Огранка алмазов в бриллианты»
Освоение профессиональных модулей завершается экзаменом квалификационным для
определения уровня сформированных у обучающихся профессиональных компетенций.
4.1.3. Формирование вариативной части ППКРС СПО
Выделенные ФГОС СПО по профессии 29.01.28. Огранщик алмазов в бриллианты
часы вариативной части ППКРС СПО (216 максимальной нагрузки, в том числе 144 обязательных учебных занятий) использованы для:
- расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием ППКРС
СПО;
- формированию компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по профессии
29.01.28. Огранщик алмазов в бриллианты;
- освоения новых учебных дисциплин в соответствии с требованиями, направленных
9

на закрепление предусмотренных ППКРС СПО умений и знаний, необходимых для
обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами
регионального рынка труда.
Часы вариативной части распределены следующим образом:
В цикл общепрофессиональных дисциплин из вариативной части введена дисциплина:
ОП.09. Основы финансовой грамотности и предпринимательства - 72 часа на основании
приказа Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) № 07/01-19/3951
от 20.05.2021 года, Методических рекомендаций по включению основ финансовой
грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования,
разработанные Министерством образования и науки России и Банком России, 2017 г. При
изучении дисциплины студенты должны освоить основные виды и формы
предпринимательской деятельности, уметь находить и использовать экономическую
информацию в целях обеспечения собственной конкурентноспособности на рынке труда,
полученные знания также необходимы при изучении ПМ.01, ПМ.02, ПМ 03.
В соответствии с запросами регионального работодателя увеличены часы у МДК
01.01.Технология распиливания алмазов на 12 часов, добавлен раздел внутри МДК.
Мировой рынок и индустрия алмазов, у МДК. 02.01. Технология обдирки алмазов на 40
часов, добавлен раздел внутри Подшлифовка алмазов, и у МДК.03.01Технология огранки
алмазов в бриллианты на 20 часов, в связи с добавлением раздела «Сортировка алмазов».
Дисциплины вариативной части дают возможность расширения и углубления подготовки,
определяемой содержанием обязательной части, усиления освоения профессиональных
компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности
выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями
продолжения образования. По рекомендации работодателей в вариативной части можно
внести изменение учебных дисциплин каждый учебный год.
4.1.4. Формы проведения консультаций
Формы проведения консультаций – групповые, индивидуальные, письменные,
устные. Предусматривается проведение консультаций по дисциплинам, по которым
предусмотрены дифференцированные зачеты, а также по учебным дисциплинам, МДК и
профессиональным модулям.
4.1.5. Формы проведения промежуточной аттестации
Формы и процедуры текущего контроля знаний: дифференцированные зачеты - 12
(3 из них комплексные: один комплексный дифференцированный зачет по
производственной практике трех профессиональных модулей, также соединены в один
зачет формы контроля у МДК и УП внутри профессиональных модулей 01 и 02). Три
квалификационных экзамена по профессиональным модулям ПМ.01, ПМ.02, ПМ 03.
4.1.6. Формы проведения государственной (итоговой) аттестации
Формой государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 29.01.28. Огранщик алмазов в бриллианты и Приказом Минобрнауки РФ от
16.08.2013г. №968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»
является выполнение выпускной квалификационной работы. Итоговая аттестация
включает:выпускную практическую
квалификационную работу и письменную
10

экзаменационную работу. Обязательные требования - соответствие тематики выпускной
квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных
модулей. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом
результатов, подтвержденных документами соответствующих предприятий.
На подготовку и защиту ВКР отводится 1неделя.
Оценка качества знаний студентов осуществляется в соответствии со следующими
локальными актами ГАПОУ РС (Я) “ЯПТ им.Т.Г.Десяткина”:
1. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов в
ГАПОУ РС (Я) “ЯПТ им.Т.Г.Десяткина”
2. Положение об итоговом контроле учебных достижений студентов по
общеобразовательным дисциплинам ГАПОУ РС (Я) “ЯПТ им.Т.Г.Десяткина” при
реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в пределах основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
3. Положение о проведении государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования в ГАПОУ РС(Я)
“ЯПТ им.Т.Г.Десяткина”.
4.1.7. Учебный план и график учебного процесса (Приложение 3.)
4.1.8. Организация учебного процесса и режим занятий
Продолжительность занятий при шестидневной учебной неделе - 45 минут, а при
группировке занятий парами - 80 минут.
Текущий контроль знаний проводится в форме самостоятельных, практических
работ, защиты лабораторных работ.
Консультации проводятся в виде групповых, письменных, устных или
индивидуальных из расчета 100 часов в год на группу, т.е. 4 часа на человека в год.
Учебная и производственная практики проводятся в соответствии с графиком
учебного процесса и Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. «Об утверждении
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные
программы СПО».
Формой аттестации учебной практики УП.01, УП. 02, УП.03, УП. 04 является
выполнение комплексных работ, по производственной практике ПП.01, ПП.02, ПП. 03
обучающимися предоставляются отчеты с оценкой от работодателя. Решения по
результатам аттестации выносит руководитель практики на основе анализа отчета и
оценки работодателя. Учебная практика проводится в учебно-производственных
мастерских техникума. Производственная практика проводится на предприятиях
работодателя: регионального работодателя ООО “Григори”, ООО “Сэйбиэм” приближена
к условиям производства.
Формы, порядок подготовки и проведения итоговой аттестации изложены в
Программе ГИА (Приложение 4).
5. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ ОБЩИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ
Для формирования социокультурной среды в техникуме созданы
условия,
необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья
11

обучающихся, способствующие развитию воспитательного компонента образовательного
процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе
общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Воспитательная система основана на принципах воспитания личности, свободно
адаптирующейся в быстро меняющихся современных условиях; направленной на
самовыражение, самосозидание, самореализацию.
Цель
Единой
воспитательной
системы:
воспитание
современного
конкурентноспособного квалифицированного рабочего, востребованного на рынке труда.
Воспитательная работа в группах строится на основании всестороннего анализа контингента студентов с учетом их личностных особенностей, а также особенностей социальной
среды, семейного воспитания, национальных и религиозных особенностей.
В содержании воспитательной системы техникума выделены следующие
направления работы:
1.
Формирование гармонично развитой личности, гражданина профессионала,
культурного человека – развитие у студентов гражданского патриотического и
эстетического самосознания; осознание общечеловеческих ценностей; формирование
умений противостоять пагубному влиянию массовой культуры, отстаивать свое мнение;
пропаганда здоровогообраза жизни.
2. Правовое воспитание студентов – воспитание правосознания; формирование
активной гражданской позиции; привитие навыков правовой культуры.
3. Формирование идеала жизни и идеала человека – системный подход к воспитанию студентов группы; воспитание у студентов индивидуального варианта поведения жизни по
закону, красоты; бесконечного стремления человека к совершенству;
4. Патриотическое воспитание – воспитание гражданина, патриота России; уважение к
истории России, «малой Родины»; изучение семейных традиций, прививание уважения к
пожилым людям; участие в поисковой работе, акциях, к праздникам – 23 февраля, 9 мая;
уважение к ветеранам ВОВ, толерантные отношения к людям других национальностей.
5. Развитие нравственных качеств человека, определяющих его социальную сущность
– создание условий для развития нравственного потенциала личности студентов; включение в систему отношений, которые обогащают их положительный опыт, укрепляют
нравственные позиции, развивают творческие способности.
6. Социальная защита и развитие студентов – социальное воспитание, создание
условий для планомерного последовательного прохождения процесса социализации;
создание благоприятного климата в группе; личностное становление; развитие социальной
активности, самореализация; психолого-педагогическое сопровождение в
рамках
взаимоуважения семейных отношений.
7. Политкультурное образование и воспитание на основе регионального образования –
изучение истории взаимоотношения донских народов, объединенных единой
исторической судьбой; критическая и адекватная оценка информации социального
характера в регионе, стране; воспитание коммуникативной культуры, патриотизма,
толерантности; усвоение национальной политики правительства области; пропаганда
толерантных отношений между народами.
8. Физическая культура и здоровый образ жизни – пропаганда здорового образа
жизни, стремления к физическому совершенству; профилактика вредных привычек –
курения, употребления спиртных напитков, психотропных веществ, наркотиков; владение
информационным материалом о вредных привычках, статистике в мире.
9. Работа по сохранности жизни и здоровья студентов – координация проблем жестокого
12

обращения с детьми в семьях, предотвращение агрессивности, насильственных
действий, антиобщественных форм поведения, групповых правонарушений и
преступлений, сохранность жизни студентов в окружающей среде; профилактика суицида
и парасуицида.
10. Организация студенческого самоуправления – создание активов групп, организация
коллективных творческих дел, работа ученического совета.
11. Профилактическая работа со студентами – работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подростками «группы риска», информационная работа
со студентами, родителями, с заинтересованными организациями по профилактике правонарушений среди подростков; социальный анализ семей, диагностика студентов.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в техникуме является
формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют
огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии студентов. Для
осуществления этих целей разработана программа, призванная выработать у студентов
культуру межнациональных отношений, уважение к казачеству, уважение к другим
народам и странам, к их национальным традициям и обычаям.
Студенческое самоуправление в техникуме ориентировано на дополнение действий
администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами, так как более
эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при
равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной
работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и
самоуправления. Активное участие студенческой молодежи в решении проблем учебновоспитательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и
осмысления реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности,
организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное
значение для формирования профессиональной и общей культуры будущего рабочего.
Органом студенческого самоуправления в техникуме является студенческий совет.
Главными целями студенческого самоуправления предполагаются:

повышение
эффективности
и
успешности
учебы,
активизации
самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом
современных тенденций развития системы непрерывного образования;

формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по
избранной профессии через систему научно-технического творчества студенческой
молодежи;

развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в
организации гражданского воспитания;

усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом
воспитании студентов, в формировании мировоззрения, их идейной убежденности и
социальной активности.
Методические обеспечение воспитательной работы осуществляет предметноцикловая комиссия, занимающаяся обобщением и корректировкой опыта работы
преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей, кураторов. В
техникуме имеется библиотечный фонд методической литературы для ведения
воспитательной работы, подготовки и проведения внеклассных мероприятий;
музыкальные инструменты и сценические костюмы для организации работы кружков
художественной самодеятельности, спортивный инвентарь для проведения спортивных
соревнований.
13

Индивидуально, в группах, с родителями, студентами имеющими статус «сирота»
проводятся консультации с социальным педагогом, заместителем директора по
учебно- воспитательной работе. Ведется систематически совместная работа с отделом
образования г. Якутска, отделом опеки. Профилактическая работа о предупреждении
правонарушения, преступлении, употреблении наркотиков проходит совместно с ПДН
города Якутска, ведется работа в тесной взаимосвязи с органами ОВД по месту
жительства со студентами, Главами муниципальных образований.
6.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ППКРС
6.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
ФОС - это комплект КИМ и КОС, предназначенных для аттестации обучающихся на
соответствие их персональных достижений требованиям ППКРС СПО по профессии
43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования. ФОС разработаны в
соответствии с учебным планом и ФГОС.
ФОС сформированы и оформлены в соответствии с требованиями локальных
нормативных актов техникума. Рассмотрение, согласование и утверждение КИМ и КОС
по УД, МДК, УП, ПП и ГИА осуществляется в сроки, установленные локальными
нормативными актами техникума.
6.2.
Государственная (итоговая) аттестация
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной
программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную
(итоговую)
аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация проводится образовательным
учреждением по результатам освоения программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Государственная(итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Тематика выпускной
квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы определяются Программой о государственной (итоговой) аттестации выпускников
ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум им.Т.Г. Десяткина».
Программа государственной (итоговой) аттестации, содержащая формы, условия
проведения и защиты выпускной квалификационной работы, разрабатывается
государственной
аттестационной
комиссией,
утверждается
руководителем
образовательного учреждения и доводится до сведения обучающихся не позднее двух
месяцев с начала обучения.
К государственной (итоговой) аттестации допускаются лица, выполнившие
требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные
аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной
(итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение
14

обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении
практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей
выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах,
дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п.,
творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения
преддипломной практики и так далее.
В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами государственной
аттестационной
комиссии
проводится
оценка
освоенных
выпускниками
профессиональных и общих компетенций в соответствии с критериями, утвержденными
образовательным учреждением после предварительного положительного заключения
работодателей.
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной
программы осуществляется государственной аттестационной комиссией по результатам
защиты выпускной квалификационной работы, промежуточных аттестационных
испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся
компетенций. Членами государственной аттестационной комиссии по медиане оценок
освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций определяется
интегральная оценка качества освоения основной профессиональной образовательной
программы.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию,
образовательным учреждением выдаются документы установленного образца.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».