Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

15.01.37 Слесарь-наладчик - 11 кл.

Настоящая образовательная программа по профессии среднего профессионального
образования (далее – ОП, ОП СПО) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.37
Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 ноября 2023 №903 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и
автоматики».
ОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального
образования по профессии 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и
автоматики, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия
образовательной деятельности.

Организация-разработчик:

ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный
техникум им. Т.Г. Десяткина»

Экспертные организации:

АСУПТ ТАИ ЯТЭЦ

2

Содержание
Раздел 1. Общие положения............................................................................................................4
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ............................................4
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника .............................
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ......................5
4.1. Общие компетенции ..................................................................................................................
4.2. Профессиональные компетенции ..........................................................................................9
Раздел 5. Структура образовательной программы ..................................................................19
5.1. Учебный план по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
(ППКРС) ........................................................................................................................................19
5.2. Календарный учебный график .............................................................................................21
5.3. Рабочая программа воспитания............................................................................................22
5.4. Каендарный план воспитательной работы ..........................................................................22
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы................................................22
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы. 22
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ........26
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся .....................................................27
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ......................................................28
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы .................28
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ............29
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной
итоговой аттестации ......................................................................................................................30
Приложение 1. Рабочие программы профессиональных модулей……………..………….27
Приложение 2. Рабочие программы учебных дисциплин……………..……………………40
Приложение 3. Рабочая программа воспитания……………...…………………………...…50
Приложение 4. Содержание ГИА………………………………………………………………51

Раздел 1. Общие положения
1.1.
Настоящая
образовательная
программа
по
профессии
среднего
профессионального образования 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольно-измерительных
приборов и автоматики (далее – ОП СПО) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики,
утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 30 ноября 2023 г. № 903.
ОП СПО определяет объем и содержание среднего профессионального образования
по профессии 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и
автоматики, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия
образовательной деятельности.
1.2. Нормативные основания для разработки ОПОП:
−
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№273-ФЗ
«Об
образовании
в Российской Федерации»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 30 ноября 2023 г. № 903 об утверждении ФГОС
СПО по профессии 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и
автоматики;
−
24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением
о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня
профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное
обучение»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего
профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям
среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 119 «Об
утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования».
- Устав и иные локальные нормативные акты ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный
техникум им. Т.Г. Десяткина».
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы

Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие
образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 40
Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. Выпускники могут
осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной
деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия
уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
При реализации образовательной программы возможно применение электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии предусмотрена
возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
Срок реализации ОПОП по профессии 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольноизмерительных приборов и автоматики на базе среднего общего образования – 10 месяцев.
2.1. Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы –
слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики.
2.2. Форма обучения: очная.
2.3. Общий объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего
общего образования: 1476 академических часов.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по
образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока
получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При
обучении и по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен
не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей
формы обучения.
2.4. Получение образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В случае поступления в ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум им. Т.Г.
Десяткина» лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются
адаптированные образовательные программы с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья и при необходимости,
обеспечивающие коррекцию нарушений, развития и социальную адаптацию указанных лиц,
а для инвалидов – с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Адаптированные программы разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС СПО
по профессии 15.01.37 Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и
автоматики.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 40. Сквозные виды
профессиональной деятельности в промышленности.
3.2.
Соответствие
видов
деятельности
профессиональным
модулям
и присваиваемой квалификации (п.1.1 ФГОС):
Наименование видов
Наименование профессиональных модулей
деятельности
Выполнение монтажа контрольноПМ.01 Выполнение монтажа контрольноизмерительных приборов и электрических измерительных приборов и электрических

схем автоматики

систем автоматики

Ведение наладки, юстировки и сдача в
ПМ.02 Ведение наладки, юстировки и сдача в
эксплуатацию контрольно-измерительных эксплуатацию контрольно-измерительных
приборов и электрических схем автоматики приборов и электрических схем систем
автоматики
ПМ.03 Ведение технического обслуживания,
Ведение технического обслуживания,
эксплуатации и ремонта контрольноэксплуатации и ремонта
измерительных приборов и электрических
схем систем автоматики

Код
компетенции

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции

Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации

Знания, умения

Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ
составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных
сферах;
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска; структурировать

информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

ОК 04

получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать современное программное обеспечение
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации,
современные средства и устройства информатизации
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств
Планировать
Умения:
и реализовывать
определять актуальность нормативно-правовой
собственное
документации в профессиональной деятельности
профессиональное
применять современную научную профессиональную
и личностное
терминологию
развитие,
определять и выстраивать траектории
предпринимательскую профессионального развития и самообразования
деятельность
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
в профессиональной
идеи
сфере, использовать
презентовать идеи открытия собственного дела в
знания по финансовой профессиональной деятельности; оформлять бизнесграмотности
план
в различных
рассчитывать размеры выплат по процентным
жизненных ситуациях ставкам кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации
современная научная и профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального развития
и самообразования
основы предпринимательской деятельности основы
финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
Эффективно
Умения:

взаимодействовать
и работать в
коллективе и команде

ОК 05

ОК 06

ОК 07

Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в чрезвычайных
ситуациях

организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения
устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей профессии
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности
по профессии
стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения

Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по профессии, осуществлять работу с соблюдением
принципов бережливого производства
организовывать профессиональную деятельность с
учетом знаний об изменении климатических условий
региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства

ОК 08

Использовать
средства физической
культуры для
сохранения
и укрепления
здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

основные направления изменения климатических
условий региона
Умения:
использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики
перенапряжения, характерными для данной
профессии
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для профессии
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные
и бытовые), понимать тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности

4.2. Профессиональные компетенции

Виды деятельности

Код и наименование
компетенции
Выполнение
ПК 1.1. Осуществлять
монтажа контрольно- подготовку к

Показатели освоения
компетенции
Навыки:
Подготовка к использованию

измерительных
приборов
и
электрических схем
систем автоматики

использованию
инструмента,
оборудования и
приспособлений.

ПК 1.2. Определять
последовательность и
оптимальные способы
монтажа контрольноизмерительных
приборов и
электрических схем
различных систем
автоматики.

инструмента, оборудования и
приспособлений в соответствии с
заданием в зависимости от видов
монтажа.
Умения:
Выбирать и заготавливать провода
различных марок в зависимости от
видов монтажа. Пользоваться
измерительными приборами и
диагностической аппаратурой для
монтажа приборов и систем
автоматики различных степеней
сложности
Знания:
Инструменты и приспособления
для различных видов монтажа.
Конструкторская,
производственнотехнологическую
и нормативная документация,
необходимую для выполнения
работ. Характеристики и области
применения электрических
кабелей. Элементы
микроэлектроники, их
классификация, типы,
характеристики и назначение,
маркировка. Коммутационные
приборы, их классификация,
область применения и принцип
действия. Состав и назначение
основных блоков систем
автоматического управления и
регулирования
Навыки:
Определение последовательности
и оптимальных схем монтажа
приборов и электрических схем
различных систем автоматики в
соответствии с заданием и
требованиями технической
документации.
Умения:
Читать схемы соединений,
принципиальные электрические
схемы. Составлять различные
схемы соединений с
использованием элементов
микроэлектроники. Рассчитывать
отдельные элементы
регулирующих устройств.
Знания:
Электрические схемы и схемы

ПК 1.3. Производить
монтаж и демонтаж,
сборку и разборку
контрольноизмерительных
приборов,
электрических схем
различных систем
автоматики, систем
управления
оборудованием на
базе
микропроцессорной
техники.

соединений, условные
изображения и маркировку
проводов. Особенности схем
промышленной автоматики,
телемеханики, связи.
Функциональные и структурные
схемы программируемых
контроллеров. Основные
принципы построения систем
управления на базе
микропроцессорной техники.
Способы макетирования схем.
Последовательность и требуемые
характеристики сдачи
выполненных работ. Правила
оформления сдаточной
технической документации.
Принципы установления режимов
работы отдельных устройств,
приборов и блоков.
Характеристика и назначение
основных электромонтажных
операций. Назначение и области
применения пайки, лужения. Виды
соединения проводов. Технология
процесса установки крепления и
пайки радиоэлементов.
Классификация электрических
проводок, их назначение.
Навыки:
Проведение монтажа приборов и
электрических схем различных
систем автоматики в соответствии
с заданием с соблюдением
требования к качеству
выполненных работ.
Умения:
Производить расшивку проводов и
жгутование. Производить лужение,
пайку проводов; сваривать
провода. Производить
электромонтажные работы с
электрическими кабелями,
производить требований охраны
труда, бережливого производства и
экологической безопасности.
печатный монтаж; производить
монтаж электрорадиоэлементов.
Прокладывать электрические
проводки в системах контроля и
регулирования и производить их
монтаж. Производить монтаж

ПК 1.4. Осуществлять
слесарную обработку,
восстановление и
замену поврежденных
деталей и узлов
контрольноизмерительных
приборов, монтаж и
устранение
неисправностей
электрических схем
систем автоматики.

ПК 1.5. Читать
электрические схемы
подключения
контрольноизмерительных
приборов и систем

трубных проводок в системах
контроля и регулирования.
Производить монтаж щитов,
пультов, стативов. Оценивать
качество результатов собственной
деятельности. Оформлять
сдаточную документацию.
Знания:
Технология сборки блоков
аппаратуры различных степеней
сложности. Конструкция и
размещение оборудования,
назначение, способы монтажа
различных приборов и систем
автоматизации. Трубные проводки,
их классификацию и назначение,
технические требования к ним.
Общие требования к
автоматическому управлению и
регулированию производственных
и технологических процессов
Навыки:
Выполнение слесарной обработки,
восстановления и замены
поврежденных деталей и узлов
контрольно-измерительных
приборов, монтажа и устранения
неисправностей электрических
схем систем автоматики.
Умения:
Выполнять основные виды
слесарной обработки. Уметь
восстанавливать и заменять
поврежденные детали узлов
контрольно- измерительных
приборов. Осуществлять монтаж
электрических систем автоматики.
Устранять неисправности.
Знания:
Виды и технологию слесарной
обработки. Правила охраны труда
и техники безопасности. Приемы
восстановления поврежденных
деталей. Виды неисправностей
электрических схем и систем
автоматики и пути их устранения.
Навыки:
Читать электрические схемы
подключения контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики.
Умения:

автоматики.

Ведение
наладки,
юстировки и сдача в
эксплуатацию
контрольноизмерительных
приборов
и
электрических схем
систем автоматики

ПК 2.1. Определять
последовательность и
требования к
основным этапам
пусконаладочных
работ контрольноизмерительных
приборов и систем
автоматики на основе
инструкций
изготовителя и
нормативнотехнических
документов.

Читать электрические схемы
подключения контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики.
Знания:
Правила чтения электрических
схем подключения контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики, условные
обозначения.
Навыки:
Выбор необходимых приборов и
инструментов. Определение
пригодности приборов к
использованию. Проведение
необходимой подготовки приборов
к работе
Умения:
Читать схемы структур управления
автоматическими линиями.
Передавать схемы промышленной
автоматики, телемеханики, связи в
эксплуатацию. Передавать в
эксплуатацию автоматизированные
системы различной степени
сложности на базе
микропроцессорной техники.
Знания:
Производственно-технологическая
и нормативная документация,
необходимая для выполнения
работ. Электроизмерительные
приборы, их классификация,
назначение и область применения
(приборы для измерения давления,
измерения расхода и количества,
измерения уровня, измерения и
контроля физико-механических
параметров). Классификация и
состав оборудования станков с
программным управлением.
Основные понятия
автоматического управления
станками. Виды программного
управления станками. Состав
оборудования, аппаратуру
управления автоматическими
линиями. Классификация
автоматических станочных систем.
Основные понятия о гибких
автоматизированных
производствах, технические

ПК 2.2. Выполнять
пусконаладочные
работы контрольноизмерительных
приборов и систем
автоматики.

характеристики промышленных
роботов. Виды систем управления
роботами. Состав оборудования,
аппаратуры и приборов
управления
металлообрабатывающих
комплексов. Необходимые
приборы, аппаратуру,
инструменты, технологию
вспомогательных наладочных
работ со следящей аппаратурой и
ее блоками. Устройство
диагностической аппаратуры,
созданной на базе
микропроцессорной техники.
Схема и принципы работы
электронных устройств,
подавляющих радиопомехи. Схема
и принципы работы
"интеллектуальных" датчиков,
ультразвуковых установок.
Назначение и характеристика
пусконаладочных работ. Способы
наладки и технологию выполнения
наладки контрольноизмерительных
приборов. Принципы наладки
систем, приборы и аппаратуру,
используемые при наладке.
Принципы наладки
телевизионного и
телеконтролирующего
оборудования
Навыки:
Определение необходимого объѐма
работ по проведению
пусконаладочных работ приборов
и систем автоматики в
соответствии с заданием с
соблюдением требований к
качеству выполняемых работ.
Составление графика пусконаладочных работ и
последовательность
пусконаладочных работ.
Умения:
Использовать тестовые программы
для проведения пусконаладочных
работ. Проводить испытания на
работоспособность
смонтированных схем
промышленной автоматики,
телемеханики, связи, электронно-

Ведение
технического
обслуживания,
эксплуатации
и
ремонта контрольноизмерительных
приборов
и
электрических схем
систем автоматики

механических испытательных и
электрогидравлических машин и
стендов. Оценивать качество
результатов собственной
деятельности. Диагностировать
электронные приборы с помощью
тестовых программ и стендов.
Безопасно работать с приборами,
системами автоматики. Оформлять
сдаточную документацию
Знания:
Технология наладки различных
видов оборудования, входящих в
состав металлообрабатывающих
комплексов. Виды, способы и
последовательность испытаний
автоматизированных систем.
Правила снятия характеристик при
испытаниях. Требования
безопасности труда и бережливого
производства при производстве
пусконаладочных работ. Нормы и
правила пожарной безопасности
при проведении наладочных работ.
Последовательность и требуемые
характеристики сдачи
выполненных работ. Правила
оформления сдаточной
технической документации
ПК 3.1. Осуществлять Навыки:
подготовку к
Выбор необходимых приборов и
использованию
инструментов. Определение
оборудования и
пригодности приборов и
устройств для
инструментов к использованию.
поверки, калибровки и Проведение необходимой
проверки контрольно- подготовки приборов к работе.
измерительных
Умения:
приборов и систем
Подбирать необходимые приборы
автоматики.
и инструменты. Оценивать
пригодность приборов и
инструментов к использованию.
Готовить приборы к работе
Знания:
Основные типы и виды
контрольно-измерительных
приборов. Классификацию и
основные характеристики
измерительных инструментов и
приборов. Принципы
взаимозаменяемости изделий,
сборочных единиц и механизмов.
Методы подготовки инструментов

ПК 3.2. Определять
последовательность и
оптимальные режимы
технического
обслуживания
контрольноизмерительных
приборов и систем
автоматики.

ПК 3.3. Осуществлять
поверку, калибровку и
проверку контрольноизмерительных
приборов и систем

и приборов к работе
Навыки:
Определение необходимого объѐма
работ по обслуживанию
контрольно-измерительных
приборов и систем автоматики.
Составление графика графика ППР
и последовательность работ по
техническому обслуживанию
Умения:
Выполнять работы по
восстановлению
работоспособности
автоматизированных систем,
контроллеров и др. оборудования.
Разрабатывать рекомендации для
устранения отказов приборов КИП
и систем автоматики.
Эксплуатировать и обслуживать
безопасно системы автоматики.
Выполнять техническое
обслуживание различных
контрольно-измерительных
приборов и систем автоматики.
Проводить диагностику
контрольно-измерительных
приборов и систем автоматики.
Восстанавливать
контрольноизмерительные
приборы и системы автоматики.
Знания:
Правила обеспечения безопасности
труда, экологической
безопасности. Правила и нормы
пожарной безопасности при
эксплуатации. Технология
организации комплекса работ по
поиску неисправностей.
Технические условия эксплуатации
контрольноизмерительных
приборов и систем автоматики.
Технологии диагностики
различных контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики. Технологии ремонта
контрольно-измерительных
приборов и систем автоматики
Навыки:
Выполнение проверки контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики. Выполнение поверки
контрольноизмерительных

автоматики.

приборов и систем автоматики.
Определение качества
выполненных работ по
обслуживанию. Выполнение
проверки
контрольноизмерительных
приборов и систем автоматики.
Умения:
Контролировать линейные
размеры деталей и узлов.
Проводить проверку
работоспособности блоков
различной сложности.
Пользоваться поверочной
аппаратурой. Работать с
поверочной аппаратурой.
Проводить проверку комплектации
и основных характеристик
приборов и материалов.
Оформлять сдаточную
документацию.
Знания:
Основные метрологические
термины и определения.
Погрешности измерений.
Основные сведения об измерениях
методах и средствах их Назначение
и виды измерений,
метрологического контроля.
Понятия о поверочных схемах.
Принципы поверки технических
средств измерений по образцовым
приборам. Порядок работы с
поверочной аппаратурой. Способы
введения технологических и
тестовых программ, принципы
работы и последовательность
работы. Способы коррекции
тестовых программ. Устройство
диагностической аппаратуры на
микропроцессорной технике.
Тестовые программы и методику
их применения. Правила
оформления сдаточной
документации
ПК 3.4. Осуществлять Навыки:
поиск и выявление Осуществление поиска и
причин
выявление причин неисправностей
неисправностей
контрольно-измерительных
контрольноприборов и систем автоматики.
измерительных
Умения:
приборов и систем Поиск и выявление

автоматики.

ПК 3.5. Разрабатывать
простые
схемы
работы
и
регулирования
контрольноизмерительных
приборов и систем
автоматики.

ПК 3.6. Осуществлять
программирование и
параметризацию
контрольноизмерительных
приборов.

неисправностей контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики.
Знания:
Виды неисправностей контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики. Пути их устранения.
Навыки:
Разработка простых схем работы и
регулирования контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики.
Умения:
Разработка простых схем работы и
регулирования контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики.
Знания:
Конструктивные элементы
простых схем работы и
регулирования контрольноизмерительных приборов и систем
автоматики. Правила чтения
данных схем. Правила разработки
схем.
Навыки:
программирование и
параметризация контрольноизмерительных приборов.
Умения:
программирование и
параметризация контрольноизмерительных приборов.
Знания:
Правила программирования и
параметризация контрольноизмерительных приборов. Правила
чтения программ.

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

5.2. Календарный учебный график

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цель и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся в
развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых качеств
квалифицированных рабочих, служащих, определенных отраслевыми требованиями
(корпоративной культурой).
Задачи:

формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;

организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся
в общественно-ценностные социализирующие отношения;

формирование
у
обучающихся
профессиональной
образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для
устойчивого развития государства;

усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 4.
5.4. Календарный план воспитательной работы календарный план воспитательной
работы представлен в приложении 4.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению
программы.

образовательной

6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой,
в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и
промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной
работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
- Техническое черчение;
- Электротехника;
- Основы военной подготовки и безопасности жизнедеятельности;
- Технические дисциплины;
- Спецдисциплины;

Лаборатории:
- Лаборатория технических измерений, лаборатория технологии наладки и регулировки
контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Мастерские:
- Слесарная;
- Электромонтажная.
Залы:
−
−
−

Библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
Спортивный зал и площадка;
Актовый зал.

6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских
и баз практики по профессии.
Образовательная организация, реализующая программу по профессии 15.01.37
Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборам и автоматики, должна располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся,
предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально
необходимый для реализации ООП перечень материально-технического обеспечения
включает в себя:
Кабинет «Технического черчения» оснащен:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по черчению;
- макет модели деталей;
- Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- интерактивная доска
- Дидактический материал:
- карточки-задания
- тестовые задания по темам.
Кабинет «Электротехники» оснащен:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся – 30 мест;
- комплект учебно-методической документации по электротехнике;
- комплект учебно-наглядных средств обучения (модели, натурные объекты, электронные
презентации, демонстрационные таблицы).
- Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;

- экран.
- Комплект оборудования лабораторных стендов, в том числе:
- основы электротехники и электроники;
- электронная лаборатория;
- исследование асинхронных машин;
- исследование машин постоянного тока;
- однофазные трехфазные трансформаторы;
- измерение электрических величин.
Кабинет «Основы военной подготовки и безопасности жизнедеятельности» оснащен:
- доска
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету: «Безопасность жизнедеятельности»;
- противогазы, респираторы, противопыльно-тканевые маски;
- пневматические винтовки, учебный автомат Калашникова;
- аптечки, аптечка АИ, шины, перевязочные средства, покрывала от охлаждения, подручный
материал для шинирования конечностей.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Кабинет «Технических дисциплин» оснащен:
-

посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
макет модели деталей;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
экран;
доска.
6.1.2.3. Оснащение лабораторий
Лаборатория «КИПиА»:
- Компьютер
- Экран
- Принтер МФУ НР
- Проектор BENQ MS502
- Экран на штативе
- Стол тумбовый
- Стол письменный
- Шкаф для документов
- Шкаф для одежды
- Верстак ДиКом ВЛ-150-04 ДСП (Рабочее место)
- Верстак ДиКом ВЛ-150-04 ДСП (Рабочее место)
- Верстак ДиКом ВЛ-150-04 ДСП (Рабочее место)
- Верстак ДиКом ВЛ-150-04 ДСП (Рабочее место)
- Верстак ДиКом ВЛ-150-04 ДСП (Рабочее место)
- Верстак ДиКом ВЛ-150-04 ДСП (Рабочее место)
- Стул СМ-11 (тк.черная)
- Стулья студентов
- Доска

- Сейф под инструменты, оборудование и пр.
6.1.2.4. Оснащение мастерских

-

-

Мастерская «Слесарная»:
верстаки слесарные с тисками
сверлильный станок
заточный станок
плита разметочная
слесарный инструмент (по количеству обучающихся): кернер, угломер, угольник,
молоток, зубило, комплект напильников, набор сверл, ножницы по металлу, ножовки
по металлу, наборы мечиков и плашек
Мастерская «Электромонтажная»:
- Рабочий пост из листового материала, с габаритными размерами 1200х1500х1200 мм,
высотой 2400 мм, дающего возможность многократной установки электрооборудования и
кабеленесущих систем различного типа;
Стол (верстак);
Кабинки 150*180;
Стул;
Ящик для материалов;
Диэлектрический коврик;
Веник или щетка для пола с длинной ручкой и совок;
Щетка-сметка или кисть плоская флейцевая 100 мм;
Стремянка (3 ступени).

6.1.2.5. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и
воспитательной работы.
Библиотека, читальный зал:
Библиотека обеспечена читальным залом, книгохранилищем
Кол-во посадочных мест в читальном зале – 20.
Оборудование: 5 ПК с выходом в "Интернет", ксерокс, принтер.
Библиотека расположена на первом этаже здания техникума.
Комплектование книжного фонда осуществляется согласно учебному плану и
программам, из расчета обеспечения каждого обучающегося минимумом обязательной
учебной литературой по всем циклам дисциплин.
Для реализации основных профессиональных образовательных программ библиотека
техникума
укомплектована
учебной
литературой
по
учебным
дисциплинам
общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов.
Спортивный зал:
Спортивно-оздоровительный комплекс состоит из спортивного зала и спортивной
площадки.
Спортивный зал расположен на первом этаже административного здания техникума.
Размер спортивного зала - 363 кв.м. Оборудование: спортивные снаряды, тренажеры, мячи,
волейбольная сетка, баскетбольные стойки, ПК с выходом в Интернет.

Спортивный комплекс располагает тренажерным залом, раздевалкой, рабочим
кабинетом для персонала, душевой, туалетом.
Спортивная площадка расположена на дворовой территории техникума. Размер - 800
кв.м. Состоит из футбольного поля со специальным покрытием, оборудованного
баскетбольными стойками, воротами. Ограждена металлической решеткой.
Актовый зал:
стул/кресло для актового зала
мультимедийный проектор
экран
звуковая аппаратура

6.1.2.6. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную
и производственную практику.
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и (или) в организациях машиностроительного профиля и требует наличия
оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех
видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе
оборудования
и
инструментов,
используемых
при
проведении
чемпионатов
профессионального мастерства и указанных в инфраструктурных листах конкурсной
документации.
Производственная практика реализуется в организациях, обеспечивающих
деятельность обучающихся в профессиональной области выполнение работ по монтажу,
ремонту, регулировке контрольно-измерительных приборов и аппаратуры автоматического
регулирования и управления.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной
деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными
компетенциями по видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием
современных технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю)
из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах
дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа
лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа
не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающимся
должен
быть
обеспечен
доступ
(удаленный
доступ),
в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным

справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин
(модулей) и подлежит обновлению.
Образовательная
программа
должна
обеспечиваться
учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.2.3. Перечень
необходимого
комплекта
лицензионного
и
свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.
№
п/п

Наименование лицензионного и свободно
распространяемого программного
обеспечения, в том числе отечественного
производства
Программное обеспечение КОМПАС-3D.
Проектирование и конструирование в
машиностроении (или аналоги)

1

MS Windows 7

3

MS Windows 10

4

MS Office 2010

5

MS Office 2019

6

Google Chrome

7

Yandex Browser

8

WinRAR, 7Zip

9

Yandex Telemost

10

DrWeb

12

Avast Antivirus

Код и наименование учебной
дисциплины (модуля)
ОП.01 Техническая графика
СГ.01 Родной язык
СГ.02 История России
СГ.03
Иностранный
язык
в
профессиональной деятельности
СГ.04 Безопасность жизнедеятельности
СГ.05
Физическая
культура
/
адаптированная физическая культура
СГ.06 Основы финансовой грамотности
СГ.07
Основы
бережливого
производства
ОП.01 Техническая графика
ОП.02 Материаловедение
ОП.03 Допуски, посадки и технические
измерения
ОП.04 Основы электротехники и
электроники
ОП.05
Технология
выполнения
слесарных и сборочных работ
ПМ.01
Выполнение
монтажа
контрольно-измерительных приборов и
электрических систем автоматики
ПМ.02 Ведение наладки, юстировки и
сдача в эксплуатацию контрольноизмерительных
приборов
и
электрических схем систем автоматики
ПМ.03
Ведение
технического
обслуживания, эксплуатации и ремонта
контрольно-измерительных приборов и
электрических схем систем автоматики

6.3. Требования к практической подготовке обучающихся

6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего
профессионального образования направлена на совершенствование модели практикоориентированного
обучения,
усиление
роли
работодателей
при
подготовке
квалифицированных рабочих, служащих путем расширения компонентов (частей)
образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно
связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для
получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих
требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО специфики получаемой профессии.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
−
предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач,
связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
−
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые
предусматривают
передачу
обучающимся
учебной
информации,
необходимой
для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки должна быть
организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, междисциплинарные
модули, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом
образовательной программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных
лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах
практики и иных структурных подразделениях образовательной организации.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть
оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных
в форме демонстрационного экзамена профильного уровня.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(приложение 4).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы
родителей.
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими

работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности выполнение работ по монтажу, ремонту, регулировке
контрольно-измерительных приборов и аппаратуры автоматического регулирования и
управления, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех
лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны
получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности,
указанной в пункте 1.15 ФГОС СПО, а также в других областях профессиональной
деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия
полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем
числе
педагогических
работников,
обеспечивающих
освоение
обучающимися
профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25
процентов.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы1
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией
осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий
и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования – программ
подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих
базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам
профессий
и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения,
утверждаемые Минпросвещения России ежегодно.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным
законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает
в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения
с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников
1

Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости
с рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.

услуги

в

соответствии

за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики».
Раздел
7. Формирование
оценочных
материалов
для
проведения
государственной итоговой аттестации
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательной организации СПО. Она проводится по завершении всего курса
обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта образовательная
организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
квалифицированного рабочего, служащего: «Слесарь-наладчик контрольно-измерительных
приборов и автоматики».
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы.
7.4. Содержание ГИА включает структуру оценочных материалов, комплекс
требований и рекомендаций для проведения демонстрационного экзамена базового уровня.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».