Настоящая образовательная программа по профессии среднего профессионального образования (далее – ОП СПО) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863. ОП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. Организация-разработчик: ГАПОУ РС (Я) «Якутский промышленный техникум имени Т.Г. Десяткина» Экспертные организации: ОАО «Якутская энергоремонтная компания» 1 Содержание Раздел 1. Общие положения .............................................................................................................................. 3 Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ................................................................... 3 Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника .................................................. 4 Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.............................................. 6 4.1. Общие компетенции .......................................................................................................................................... 4.2. Профессиональные компетенции..................................................................................................................... Раздел 5. Структура образовательной программы ....................................................................................... 17 5.1. Учебный план ................................................................................................................................................. 17 5.2. Календарный учебный график ...................................................................................................................... 19 Раздел 6. Условия реализации образовательной программы ..................................................................... 20 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы ......................... 20 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ................................. 27 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся ............................................................................. 30 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ................................................................................ 31 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы .......................................... 31 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ...................................... 32 Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации ......................................................................................................................................................... 32 Приложение 1. Рабочие программы профессиональных модулей Приложение 2. Рабочие программы учебных дисциплин Приложение 3. Рабочая программа воспитания Приложение 4. Содержание ГИА 2 Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящая ОП СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО). ОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. ОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования. Основная профессиональная образовательная программа (далее – образовательная программа), реализуемая на базе среднего общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). 1.2. Нормативные основания для разработки ОП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»; Приказ Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября № 701н «Об утверждении профессионального стандарта «Сварщик». 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП: ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; 3 ОП – образовательная программа; ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; СГ – социально-гуманитарный цикл; ОП – общепрофессиональный цикл; П – профессиональный цикл; МДК – междисциплинарный курс; ПМ – профессиональный модуль; ОП – общепрофессиональная дисциплина; ДЭ – демонстрационный экзамен; ГИА – государственная итоговая аттестация. Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: сварщик. Направленности ОП (по выбору): 1.Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом-сварщик частично механизированной сварки плавлением 2.Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом-сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе 3.Сварщик частично механизированной сварки плавлением-сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе Выпускник образовательной программы по квалификации «сварщик» осваивает общий1 вид деятельности: выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений. Направленность образовательной программы конкретизирует содержание образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности Наименование направленности 1.Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом-сварщик частично механизированной сварки плавлением 2.Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом-сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе 1 Вид деятельности (по выбору) в соответствии с направленностью выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом, выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом, выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе Общий вид деятельности является обязательным к освоению при выборе любой направленности. 4 3.Сварщик частично выполнение частично механизированной сварки механизированной сварки (наплавки) плавлением, плавлением - сварщик ручной выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) дуговой сварки неплавящимся неплавящимся электродом в защитном газе электродом в защитном газе Получение образования по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Формы обучения: в очной. Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: сварщик – 1476 академических часов. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: сварщик – 10 месяцев в соответствии с п. 1.9 ФГОС СПО. Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. 3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присваиваемой квалификации (п.1.1 ФГОС): Наименование видов деятельности Наименование профессиональных модулей 1 2 Виды деятельности выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений Виды деятельности по выбору, в соответствии с направленностью выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе 5 Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции Код компете нции Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. Знания: номенклатура информационных 6 ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений 7 ОК 06 ОК 07 ОК 08 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Умения: описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения 8 ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 4.2. Профессиональные компетенции Виды деятельности Код и наименование компетенции Выполнение ПК 1.1. Проводить подготовительных, сборочные операции перед сборочных операций сваркой с использованием перед сваркой и конструкторской, контроль сварных производственносоединений технологической и нормативной документации ПК 1.2. Выбирать пространственное положение сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, Показатели освоения компетенции Навыки: ознакомления с конструкторской и производственнотехнологической документацией по сварке Умения: пользоваться конструкторской, производственнотехнологической и нормативной документацией для выполнения профессиональной деятельности Знания: основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; основные группы и марки свариваемых материалов Навыки: выбора пространственного положения сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) 9 узлов, деталей) ПК.1.3. Применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку ПК 1.4. Проводить подготовку элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистку сварных швов и удаление поверхностных дефектов после сварки с использованием ручного и механизированного инструмента. Умения: выбирать пространственное положение сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) Знания: правила подготовки кромок изделий под сварку Навыки: сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку с применением сборочных приспособлений, сборки элементов конструкции (изделия, узлы, детали) под сварку на прихватках Умения: применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку. Знания: виды и назначение сборочных, технологических приспособлений и оснастки; правила сборки элементов конструкции под сварку Навыки: зачистки ручным или механизированным инструментом элементов конструкции (изделия, узлы, детали) под сварку; зачистки ручным или механизированным инструментом сварных швов после сварки; удаления ручным или механизированным инструментом поверхностных дефектов (поры, шлаковые включения, подрезы, брызги металла, наплывы и т.д.). Умения: использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистки сварных швов и удаления поверхностных дефектов после сварки Знания: способы устранения дефектов сварных швов; 10 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом правила технической эксплуатации электроустановок. ПК.1.5. Проводить контроль Навыки: контроля с собранных элементов применением измерительного конструкции (изделий, инструмента подготовленных и узлов, деталей) на собранных с применением соответствие сборочных приспособлений геометрических размеров элементов конструкции (изделия, требованиям узлы, детали) на соответствие конструкторской и геометрических размеров производственнотребованиям конструкторской и технологической производственнодокументации по сварке технологической документации по сварке; контроля с применением измерительного инструмента подготовленных и собранных на прихватках элементов конструкции (изделия, узлы, детали) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственнотехнологической документации по сварке Умения: использовать измерительный инструмент для контроля собранных элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственнотехнологической документации по сварке Знания: устройство сварочного и вспомогательного оборудования, назначение и условия работы контрольно-измерительных приборов, правила их эксплуатации и область применения ПК 2.1. Проверять Навыки: проверки оснащенности работоспособность и сварочного поста РД; исправность сварочного проверки работоспособности и оборудования для ручной исправности оборудования поста дуговой сварки (наплавка, РД; 11 резка) плавящимся покрытым электродом (далее – РД) проверки наличия заземления сварочного поста РД Умения: проверять работоспособность и исправность сварочного оборудования для РД Знания: устройство сварочного и вспомогательного оборудования для РД, назначение и условия работы контрольноизмерительных приборов, правила их эксплуатации и область применения ПК 2.2. Настраивать Навыки: настройки сварочное оборудование для оборудования РД для выполнения РД сварки Умения: настраивать сварочное оборудование для РД Знания: основные группы и марки материалов, свариваемых РД; сварочные (наплавочные) материалы для РД ПК 2.3. Выполнять Навыки: выполнения предварительный, предварительного, сопутствующий сопутствующего (межслойного) (межслойный) подогрев подогрева металла металла в соответствии с Умения: владеть техникой требованиями предварительного, производственносопутствующего (межслойного) технологической подогрева металла в соответствии документации по сварке с требованиями производственнотехнологической документации по сварке Знания: выбор режима подогрева и порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла; причины возникновения и меры предупреждения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых (наплавляемых) изделиях ПК 2.4 Выполнять РД Навыки: выполнения РД простых деталей простых деталей неответственных неответственных конструкций; 12 конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением выполнение дуговой резки простых деталей Умения: владеть техникой РД простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва; владеть техникой дуговой резки металла Знания: техника и технология РД простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва; угловая резка простых деталей; основные группы и марки материалов, свариваемых РД; сварочные (наплавочные) материалы для РД ПК 2.5. Выполнять дуговую Навыки: владения техникой резку металла дуговой резки металла Умения: владеть техникой дуговой резки металла Знания: дуговая резка простых деталей ПК 3.1. Настраивать Навыки: настройки сварочное оборудование для оборудования для частично частично механизированной механизированной сварки сварки (наплавки) (наплавки) плавлением для плавлением выполнения сварки Умения: настраивать сварочное оборудование для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением Знания: основные группы и марки материалов, свариваемых частично механизированной сваркой (наплавкой) плавлением; сварочные (наплавочные) материалы для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением 13 ПК 3.2. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственнотехнологической документации по сварке ПК 3.3. Выполнять частично механизированную сварку (наплавку) плавлением простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) ПК 4.1. Проверять работоспособность и Навыки: выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла Умения: владеть техникой предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла в соответствии с требованиями производственнотехнологической документации по сварке Знания: выбор режима подогрева и порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла; причины возникновения и меры предупреждения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых (наплавляемых) изделиях Навыки: выполнения частично механизированную сварку (наплавку) плавлением простых деталей неответственных конструкций Умения: владеть техникой частично механизированной сварки (наплавки) плавлением простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва Знания: техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением для сварки простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва Навыки: проверки оснащенности сварочного поста РАД; проверки работоспособности и 14 неплавящимся электродом в защитном газе исправность оборудования для ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе (далее – РАД) исправности оборудования поста РАД; проверки наличия заземления сварочного поста РАД Умения: проверять работоспособность и исправность оборудования для РАД Знания: устройство сварочного и вспомогательного оборудования для РАД, назначение и условия работы контрольноизмерительных приборов, правила их эксплуатации и область применения. Основные типы и устройства для возбуждения и стабилизации сварочной дуги (сварочные осцилляторы). Правила эксплуатации газовых баллонов ПК 4.2. Настраивать Навыки: сварочное оборудование для настройки оборудования РАД для РАД выполнения сварки Умения: настраивать сварочное оборудование для РАД Знания: основные группы и марки материалов, свариваемых РАД. Сварочные (наплавочные) материалы для РАД ПК 4.3. Выполнять Навыки: владения техникой предварительный, предварительного, сопутствующий сопутствующего (межслойного) (межслойный) подогрев подогрева металла в соответствии металла в соответствии с с требованиями производственнотребованиями технологической документации производственнопо сварке технологической Умения: владеть техникой документации по сварке предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла в соответствии с требованиями производственнотехнологической документации по сварке Знания: режимы подогрева и порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) 15 ПК 4.4. Выполнять РАД простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва подогреву металла; причины возникновения и меры предупреждения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых (наплавляемых) изделиях Навыки: выполнения РАД простых деталей неответственных конструкций Умения: владеть техникой РАД простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва Знания: основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений, выполняемых РАД, и обозначение их на чертежах; основные группы и марки материалов, свариваемых РАД; сварочные (наплавочные) материалы для РАД; техника и технология РАД для сварки простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва; причины возникновения дефектов сварных швов, способы их предупреждения и исправления 16 Раздел 5. Структура образовательной программы 5.1. Учебный план 17 18 5.2. Календарный учебный график 19 5.3. Рабочая программа воспитания 5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: Цель рабочей программы воспитания – развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи: усвоение обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие осознанного позитивного отношения к ценностям, нормам и правилам поведения, принятым в российском обществе (их освоение, принятие), современного научного мировоззрения, мотивации к труду, непрерывному личностному и профессиональному росту; приобретение социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, в том числе в профессионально ориентированной деятельности; подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности с учетом получаемой квалификации (социально-значимый опыт) во благо своей семьи, народа, Родины и государства; подготовка к созданию семьи и рождению детей. 5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3. 5.4. Календарный план воспитательной работы Примерный календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы 6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов. Перечень специальных помещений Кабинеты: 20 - технических дисциплин; - технического черчения; - электротехники; - общетехнических дисциплин; - технологии монтажа СТСиО и сварочных работ; - спецдисциплин. Мастерские: - Слесарный цех; - Сварочный цех; Спортивный комплекс - Спортивный зал Залы: библиотека, читальный зал с выходом в интернет; актовый зал. 6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и баз практики по профессии. Образовательная организация, реализующая программу по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ОПОП перечень материально-технического обеспечения включает в себя: 6.1.2.1. Оснащение кабинетов Кабинет технического черчения оснащен: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий по черчению; - макет модели деталей; - Технические средства обучения: - Ноутбуки в количестве 16 шт. с лицензионным программным обеспечением; - мультимедийный проектор; - экран; - интерактивная доска - Дидактический материал: - карточки-задания - тестовые задания по темам. Кабинет электротехники оснащен: - рабочее место преподавателя; - посадочные места обучающихся – 30 мест; - комплект учебно-методической документации по электротехнике; 21 комплект учебно-наглядных средств обучения (модели, натурные объекты, электронные презентации, демонстрационные таблицы). - Технические средства обучения: - компьютеры с лицензионным программным обеспечением; - мультимедийный проектор; - экран. - Комплект оборудования лабораторных стендов, в том числе: - основы электротехники и электроники; - электронная лаборатория; - исследование асинхронных машин; - исследование машин постоянного тока; - однофазные трехфазные трансформаторы; - измерение электрических величин. Кабинет спецдисциплин оснащен: - автоматизированное рабочее место преподавателя; - рабочие места обучающихся; - интерактивный комплекс; - демонстрационные учебные комплексы: системы водоотведения, системы водоснабжения, системы отопления, комплекты навесного оборудования. Кабинет общетехнических дисциплин оснащен: - автоматизированное рабочее место преподавателя; - рабочие места обучающихся; - интерактивный комплекс; - демонстрационные учебные комплексы. Кабинет технологии монтажа СТСиО и сварочных работ оснащен: - автоматизированное рабочее место преподавателя; - рабочие места обучающихся; - интерактивный комплекс; - учебные стенды (комплекты)по разделам; - учебные комплексы; - виртуальный учебный комплекс «Имитатор работы оборудования лазерной резки»; - тренажер сварщика. - 6.1.2.2. Оснащение помещений, самостоятельной и воспитательной работы. Актовый зал: Секция складных стульев Трибуна Кулисы Рабочая станция Акустическая система Микрофоны беспроводные Проектор портативный задействованных при организации 22 Экран проекционный рулонный Рабочая станция Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет: Посадочные места по количеству посетителей Каталожные и формулярные шкафы Стенды и витрины Столы для читального зала Библиотечные стеллажи Персональный компьютер Лаборатория «Материаловедения» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Рабочее место преподавателя 2. Посадочные места по количеству обучающихся 3. Доска ученическая 4. Шкаф для методических пособий 5. Шкаф для инвентаря II Технические средства Основное оборудование 1. Персональный компьютер 2. Проектор 3. Экран III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Стационарный твердомер 2. Машина разрывная испытательная 3. Маятниковый копер 4. Учебное оборудование «Изучение микроструктуры легированной стали» 5. Учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в равновесном состоянии» 6. Учебное оборудование «Изучение микроструктуры углеродистой стали в неравновесном состоянии» 7. Типовой комплект учебного оборудования «Изучение микроструктуры цветных металлов» 8. Учебное оборудование «Лаборатория металлографии» IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование 1. Комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы) 2. Таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов 3. Комплект плакатов и схем: внутреннее строение металлов, деформация и ее виды, твердость и методы ее определения, классификация и марки чугунов, классификация и марки стали, алгоритм расшифровки сталей, виды сталей, их свойства, маркировка углеродистых конструкционных сталей, маркировка углеродистых инструментальных сталей, строение резины, пластических масс и полимерных материалов, строение композиционных материалов, абразивные материалы и др. 4. Коллекция металлографических образцов 5. Электронный альбом фотографий микроструктур сталей и сплавов 23 Лаборатория «Электротехника и сварочное оборудование» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Рабочее место преподавателя 2. Посадочные места по количеству обучающихся 3. Доска ученическая 4. Шкаф для методических пособий 5. Шкаф для инвентаря II Технические средства Основное оборудование 1. Персональный компьютер 2. Проектор 3. Экран 4. Колонки 5. Веб камера III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Стенд основы электротехники и электроники 2. Электронная лаборатория 3. Стенд измерение электрических величин 4. Стенд исследование асинхронных машин 5. Стенд исследование машин постоянного тока 6. Однофазные трехфазные трансформаторы IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование 1. Комплект плакатов «Электротехника» 2. Комплект планшетов «Электротехника» 3. Комплект планшетов «Теоретические основы электротехники» 4. Комплект плакатов «Электротехника. Электрические цепи постоянного тока» 5. Комплект плакатов «Электротехника. Цепи синусоидального переменного тока» 6. Комплект плакатов «Электротехника. Электрическое и магнитное поле» 6.1.2.4. Оснащение мастерских Мастерская «Слесарный цех» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Рабочее место преподавателя 2. Посадочные места по количеству обучающихся 3. Шкаф для одежды 4. Шкаф для хранения инструмента II Технические средства Основное оборудование 1. Оборудование для резки, гибки металла. 2. Персональный компьютер 3. Проектор 4. Экран 5. Колонки 24 6. Веб камера III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами - по количеству обучающихся 2. Плита разметочная чугунная 400х400 по ГОСТ 10905-86 3. Тиски слесарные с ручным приводом по ГОСТ 4045-75 общего назначения - по количеству обучающихся 4. Радиально-сверлильный станок 5. Стационарный ручной листогибочный станок 6. Заточной станок универсальный 7. Рычажные ножницы 8. Гильотинные ножницы 9. Инструментальный шкаф IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование 1. Комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы) Мастерская «Сварочный цех» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Рабочее место преподавателя Толщина столешниц: ЛДСП 16 мм Кромка на столешницах: ПВХ 1 мм Толщина опор: ЛДСП 16 мм Кромка на опорах: ПВХ 0,4 мм Толщина передней соединительной панели: ЛДСП 16 мм Кромка на передней соединительной панели: ЛДСП 0,4 мм 2. Посадочные места по количеству столешница: 1230*510*90 мм, обучающихся - экран: 1100*280*90 мм, - каркас: 420*260*760 мм 3. Шкаф для одежды Дополнительное оборудование II Технические средства Основное оборудование 1. Персональный компьютер 2. Колонки Дополнительное оборудование 1. III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование 1. Сварочно-монтажный стол с Минимальный размер столешницы отверстиями на верхних плоскостях. сборочно-сварочного стола 1000х600 мм. (для фиксации трубы и пластин) 2. Тележка инструментальная 3 полки Размер полок: не менее 700х350, количество полок 3 шт, на колесах с механизмом фиксации 3. Шкаф для хранения инструмента 4. Сварочный аппарат для 111/141 Сварочные аппараты, обеспечивающие 25 AC/DC 5. 6. Сварочный аппарат для 135/136 Фильтровентиляционная установка максимальный ток не менее 230А, инверторного типа с высокой частотой, регулируемой частотой и балансом переменного тока (Гц), обеспечивающие режим импульсной TIG сварки, цифровую индикацию режима сварки и плавную регулировку сварочного тока. Полностью укомплектован для выполнения работ (горелка TIG, электрододержатель с кабелем не менее 3 метров , обратный кабель не менее 3 метров с зажимом, соответствующие номинальному току источника) SPEEDWAY 250 IGBT Мощность всасывания на входе не менее 1000 м3/час Под круг 125 мм, Мощность 900Вт Сетевые угловые шлифовальные машины (УШМ) 8. Сетевые прямые шлифовальные Давление-6,3атм, обороты 6000 об/мин машины (ПШМ) 9. Печь для прокалки электродов 10. Пресс гидравлический напольный 11. Универсальное резиновое покрытие 4 мм, 15х1,25 м 12. Сварочная штора Степень затемнения 9 DIN Дополнительное оборудование 7. IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование 1. Демонстрационный комплекс «Сварочные технологии» 2. Комплект плакатов «Ручная электродуговая сварка» 3. Комплект плакатов «Ручная дуговая сварка в защищенных газах» 4. Комплект плакатов «Способы выполнения сварных швов» Дополнительное оборудование Перечень минимально необходимого набора инструментов: защитные очки для сварки; защитные очки для шлифовки; сварочная маска; защитные ботинки; средство защиты органов слуха; ручная шлифовальная машинка (болгарка) с защитным кожухом; металлическая щетка для шлифовальной машинки, подходящая ей по размеру; огнестойкая одежда; 26 молоток для отделения шлака; зубило; разметчик; напильники; металлические щетки; молоток; универсальный шаблон сварщика; стальная линейка с метрической разметкой; прямоугольник; струбцины и приспособления для сборки под сварку; Все инструменты и рабочая одежда должны соответствуют положениям техники безопасности и гигиены труда, установленным в Российской Федерации. 6.1.2.5. Оснащение баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, отвечающего потребностям отрасли и требованиям работодателей. Производственная практика реализуется в организациях, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 6.1.3.Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению. 27 Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся. 6.2.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. № п/п Наименование лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства 1 MS Windows 7 3 MS Windows 10 4 MS Office 2010 5 MS Office 2019 Код и наименование учебной дисциплины (модуля) ОП.02 Основы электротехники; ОП.03 Материаловедение; ОП.04 Допуски и технические измерения; СГ.01 Родной язык; СГ.02 История России; СГ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности; СГ.04 Безопасность жизнедеятельности; СГ.06 Основы финансовой грамотности; ПМ.01 Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений; ПМ.02 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом; ПМ.03 Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; ПМ.04 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе. ОП.01 Основы инженерной графики; ОП.02 Основы электротехники; ОП.04 Допуски и технические измерения; ПМ.01 Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений; ПМ.02 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом; ПМ.03 Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; ПМ.04 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе. ОП.01 Основы инженерной графики; 28 6 Google Chrome 7 Yandex Browser 8 WinRAR, 7Zip 9 Yandex Telemost ОП.01 Основы инженерной графики; ОП.02 Основы электротехники; ОП.03 Материаловедение; СГ.07 Основы бережливого производства; ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки; ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом; ПМ.03 Ручная дуговая сварка (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе; ПМ.04 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением. ОП.02 Основы электротехники; ОП.03 Материаловедение; ОП.04 Допуски и технические измерения; СГ.07 Основы бережливого производства; ПМ.01 Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений; ПМ.02 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом; ПМ.03 Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; ПМ.04 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе. ОП.01 Основы инженерной графики; ОП.02 Основы электротехники; ОП.03 Основы материаловедения; ОП.04 Допуски и технические измерения; СГ.07 Основы бережливого производства; СГ.04 Безопасность жизнедеятельности; СГ.06 Основы финансовой грамотности; ПМ.01 Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений; ПМ.02 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом; ПМ.03 Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; ПМ.04 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе. ОП.01 Основы инженерной графики; ОП.02 Основы электротехники; ОП.03 Материаловедение; ОП.04 Допуски и технические измерения; 29 10 DrWeb 12 Avast Antivirus ПМ.01 Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений; ПМ.02 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом; ПМ.03 Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; ПМ.04 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе. ОП.02 Основы электротехники; ОП.03 Материаловедение; ОП.04 Допуски и технические измерения. 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих. 6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой профессии. 6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. 6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также 30 в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. 6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена. 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы (приложение 3). 6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. 6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии). 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности изготовление, реконструкция, 31 монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва, в общем числе педагогических работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы 6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации 7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. 7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего: сварщик. 7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы. 7.4. Примерные оценочные материалы для проведения ГИА включают типовые задания для демонстрационного экзамена, описание процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки. Примерные оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4. 32