Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

ОПЦ.06 Основы предпринимательской деятельности

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский промышленный техникум имени Т.Г. Десяткина»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_________________ С.В. Иванова
«_____» __________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.06 Основы предпринимательской деятельности
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего
профессионального образования
по профессии
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем
жилищно-коммунального хозяйства

Квалификации:
Слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным сетям

Якутск, 2021

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы
«Основы финансовой грамотности» на основе методических рекомендаций
Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка
Российской Федерации от 11.01.2018 №Т798-17-1-11/262.

Организация – разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РС (Я) «Якутский промышленный техникум
имени Т.Г. Десяткина», г. Якутск.
Разработчик:
Горохова Мария Ивановна, преподаватель учебных дисциплин общепрофессионального
цикла по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем
жилищно-коммунального хозяйства.

РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии строителей
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель ПЦК
________________

ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом ГАПОУ РС(Я)
ЯПТ
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель МС
___________________Филиппов М.И.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………….

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………

7

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………

16

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..

21

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

1.1.Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования.
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального
хозяйства.

1.2.Место

учебной

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.06 Основы предпринимательской деятельности относится
к вариативной части основной профессиональной образовательной программы, входит в
общепрофессиональный цикл и дает возможность расширения и углубления компетенций,
определяемых содержанием базовых дисциплин, и позволяет обучающимся получить
углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель преподавания учебной дисциплины ОП.06 Основы предпринимательской
деятельности: формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия
финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся
профессиональных образовательных организаций.
Задачи:
•
•
•
•

Формировать базовые знания и навыки управления личными финансами;
Способность принимать грамотные финансовые решения;
Развивать у обучающихся социальные компетенции для успешной адаптации и
интеграции в систему финансовых общественных отношений;
Обучать правам потребителя и законным способам их защиты.
Освоение учебной дисциплины ОП.06 Основы предпринимательской деятельности
направлено на развитие общих компетенций:
Код
ОК 1.
ОК 2.

Общие компетенции
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,

ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 9.
ОК.11

необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

В результате освоения учебной дисциплины ОП.06 Основы предпринимательской
деятельности обучающийся должен:
Знать:

Экономические явления и процессы общественной жизни.
Структуру семейного бюджета и экономику семьи.
Депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном
финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане.
Расчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского
обслуживания.
Пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений.
Виды ценных бумаг.
Сферы применения различных форм денег.
Основные элементы банковской системы.
Виды платежных средств.
Страхование и его виды.
Налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация).
Правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.
Признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Уметь:

Выбирать пути реализации инноваций в современных условиях.
Выделять проблемы, с которыми сталкиваются инновационные

процессы.
Использовать существующие механизмы организации инновационного
предпринимательства.
Анализировать состояние финансовых рынков, используя различные
источники информации;
Применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый план;
Грамотно применять полученные знания для оценки собственных
экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и гражданина;
Анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в
различных знаковых системах [текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.];
Оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
Использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей
валюты;
Определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
Применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального поведения;
Применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег;
использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться
банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;

Применять полученные з н ани я о страховании в повседневной жизни;
выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные
условия

личного

страхования,

страхования

имущества

и

ответственности;
Применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о
кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном
финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.
Определять н азн ачени е видов налогов, характеризовать права и
обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять

налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.
Оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в
целом.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 36 ч., в т.ч.:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 ч.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Количество
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:
теоретические занятия

20

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Основы предпринимательской деятельности
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

Модуль 1. Личное финансовое
планирование
Тема 1.1. Введение.
Человеческий капитал. Способы
принятия решений в условиях
ограниченности ресурсов.
SWOT-анализ как один из
способов принятия решений.

Уровень
освоения
4

8
Содержание учебного материала

1

О чем и для чего этот курс? О Центральном банке (Банке России)— независимом
регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей. Что такое
инновация. Виды инновации. Инновационная деятельность. Основные понятия

2

инновационного процесса.
Составление финансового плана на примере финансовых услуг. Человеческий
капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт
планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные],
расходы.SWOT-анализ как один из способов принятия решений.

Тема 1.2. Домашняя бухгалтерия. Содержание учебного материала
Личный бюджет. Структура,
способы составления и
планирования личного бюджета.
Личный финансовый план:
финансовые цели, стратегия и
способы их достижения.

2
1 и планирования личного бюджета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

Личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Для чего

Уровень
освоения
4

2

составляется личный бюджет. Доходы семейного бюджета. Расходы
семейного бюджета. Классификация расходов. Виды расходов семейного
бюджета. Структура расходов. Способы составления планирования личного
бюджета.
2

Комплексный личный финансовый план. Инвестиционный финансовый
план. Экспресс-план. Для чего нужен финансовый план. Этапы составления
финансового плана. Ошибки и рекомендации. Где вести учет? Частые
вопросы. Составление финансового плана на примере.

3

Практическое занятие: «Составление личного финансового плана и бюджета».

Самостоятельная работа обучающихся
Мини - проект: «Планирование сбережений как одного из способов достижения
финансовых целей»; «Составление бизнес- плана».
Модуль 2. Депозит
Тема 2.1. Банк и банковские
депозиты. Влияние инфляции на
стоимость активов.
Как собирать и анализировать
информацию о банке и

2
2

4
Содержание учебного материала
4

Банковский депозит: понятие и виды. Что такое банковский вклад? Виды
банковских депозитов.

1
2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

банковских продуктах.
Как читать и заключать договор с
банком. Управление рисками по
депозиту.

Уровень
освоения
4

Инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения
инфляции. Влияние инфляции на экономический рост и оценку
стоимости предприятия, на стоимость активов.
Банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная
ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный
рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная], банкомат. Как

банки определяют процентные деньги по депозитам. В чем основные
преимуществ и недостатки депозитов. Какова роль депозита в личном
финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит.
Банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная
ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный
рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная], банкомат. Как

банки определяют процентные деньги по депозитам. В чем основные
преимуществ и недостатки депозитов. Какова роль депозита в личном
финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит.
Модуль 3. Кредит
Тема 3.1. Кредиты, виды
банковских кредитов для
физических лиц. Принципы
кредитования (платность,
срочность, возвратность).
Из чего складывается плата за
кредит. Как собирать и
анализировать информацию о
кредитных продуктах.
Как уменьшить стоимость
кредита. Как читать и

6
Содержание учебного материала

Сущность, функции и принципы кредита. Виды кредита. Функции и роль
кредита в современной экономике. Формы кредита. Виды кредита и их
классификация по различным признакам. Принципы кредитования (платность,
срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная).
Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию
о кредитных продуктах. Номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК),
виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный
кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные

1
2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

4

2

2

анализировать кредитный
договор. Кредитная история.
Коллекторские агентства, их
права и обязанности.
Кредит как часть личного
финансового плана. Типичные
ошибки при использовании
кредита.
Модуль 4. Расчетно-кассовые
операции.
Тема 4.1. Хранение, обмен и
перевод денег – банковские
операции для физических лиц.
Виды платежных средств. Чеки,
дебетовые карты, кредитные
карты, электронные деньгиинструменты денежного рынка.
Правила безопасности при
пользовании банкоматом.
Формы дистанционного
банковского обслуживания правила безопасного
поведения при пользовании
интернет-банкингом.

Уровень
освоения

платежи). Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать
кредитный договор. Финансовые риски заемщика, защита прав заемщика,
микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных
историй, минимальный платеж по кредиту.

Кредит как часть личного финансового плана. Комплексный финансовый
план семьи. Антикризисный план для семьи. Инвестиционный план для
семьи. Типичные ошибки при использовании кредита.
Практическая работа: Кейс — «Покупка машины».

6
Содержание учебного материала

1

Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для
1
физических лиц. Банковская ячейка.
Денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты
(дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом),
1 тронные деньги
риски
- инструменты
при
денежного рынка. Правила безопасности
пользовании банкоматом, риски при использовании интернетбанкинга, электронные деньги.
Риски при пользовании банкоматом, риски при использовании
интернет-банкинга, электронные деньги.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

4

1

3

Контрольная работа
Модуль 1. Личное финансовое планирование.
Модуль 2. Депозит.
Модуль 3. Кредит.
Модуль 4. Расчетно-кассовые операции.
Модуль 5. Страхование.
Тема 5.1. Страховые услуги,
страховые риски, участники
договора страхования. Учимся
понимать договор страхования.
Виды страхования в России.
Страховые компании, услуги для
физических лиц.
Как использовать страхование в
повседневной жизни?

1поведения при пользовании интернет-банкингом
6
2

Содержание учебного материала
Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь,
выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды
страхования для физических лиц. Учимся понимать договор
страхования.
Виды страхования в России. Страховые компании, услуги для физических
лиц. Как использовать страхование в повседневной жизни?
Практическая работа: Кейс: «Страхование жизни».

Модуль 6. Создание
собственного бизнеса.
Инвестиции.
Тема 6.1. Основные понятия:

Уровень
освоения

2

2

2

2

12
Содержание учебного материала

1

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

бизнес, стартап, бизнес-план,
бизнес-идея, планирование
рабочего времени, венчурист.
Что такое инвестиции, способы
инвестирования, доступные
физическим лицам. Сроки и
доходность инвестиций. Виды
финансовых продуктов для
различных финансовых целей.
Как выбрать
финансовый продукт в
зависимости от доходности,
ликвидности и риска. Как
управлять инвестиционными
рисками. Диверсификация
активов как способ
снижения рисков.
Фондовый рынок и его
инструменты. Как делать
инвестиции. Как анализировать
информацию об инвестировании
денежных средств,
предоставляемую
различными информационными
источниками и структурами
финансового рынка [финансовые
публикации, проспекты,
интернет-ресурсы и пр.] Как
сформировать инвестиционный
портфель. Место инвестиций в
личном финансовом плане.

Бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени,
венчурист. Инвестиции , инфляция, реальные и финансовые активы как
инвестиционные инструменты, ценные бумаги [акции, облигации),
инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска, сроки и доходности
финансовых инструментов.

Уровень
освоения
4

2

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как
выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и
риска. Как управлять инвестиционными рисками. Диверсификация активов
как способ снижения рисков. ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их
доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для
физических лиц.

История фондовых рынков. Сущность фондового рынка и его функции.
Организация фондового рынка. Фондовый рынок и его инструменты. Как
делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании
денежных средств, предоставляемую различными информационными
источниками и структурами финансового рынка [финансовые публикации,
проспекты, интернет-ресурсы и пр.] Как сформировать инвестиционный
портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане.
Практическая работа: Кейс — «Куда вложить деньги».

2

2

Практическая работа: Проект: «Создание собственного бизнеса».

6

2

Самостоятельная работа обучающихся
Мини-исследование: «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов
по уровню доходности, ликвидности и риска»; «Организация деятельности
малых инновационных предприятий (МИП)».

2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

Модуль 7. Пенсии и налоги.
Тема 7.1. Что такое пенсия. Как
работает государственная
пенсионная система в РФ.
Что такое накопительная и
страховая пенсия. Что такое
пенсионные фонды и как они
работают.
Как сформировать
индивидуальный пенсионный
капитал. Место пенсионных
накоплений в личном бюджете и
личном финансовом плане.
Для чего платят налоги. Как
работает налоговая система в РФ.
Пропорциональная,
прогрессивная и регрессивная
налоговые системы. Виды
налогов для физических лиц.
Как использовать налоговые
льготы и налоговые вычеты.

Уровень
освоения
4

4
Содержание учебного материала
Пенсия, государственная пенсионная система в РФ. Пенсионный фонд РФ и его
функции. Негосударственные пенсионные фонды. Трудовая и социальная пенсия,
корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных
накоплений. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое

2
2

пенсионные фонды и как они работают.
Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Последние
новости новой пенсионной реформы в России. Индивидуальный
пенсионный капитал — что это? Решение о формировании ИПК
Уплата добровольных взносов. Налоговый вычет и НДФЛ в новой системе.
Когда начнет формироваться пенсионный капитал? Возможность получить
накопления досрочно. Разница между ИПК и накопительной пенсией? Что
станет с накоплениями после проведения реформы?
Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом
плане.
Какие бывают налоги. В чем особенность российской системы
налогообложения? Можно ли снизить размер налогов? Налоговый кодекс РФ,
налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения
(пропорциональная, прогрессивная, регрессивная). Налоговые льготы, порядок
уплаты налога, налоговая декларация, налоговые
вычеты.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

Уровень
освоения
4

Доклад: «Развитие навыков планирования и прогнозирования».
Модуль 8. Защита от
мошеннических действий на
финансовом рынке
Тема 8.1. Основные признаки и
виды финансовых пирамид,
правила личной финансовой
безопасности, виды финансового
мошенничества. Мошенничества
с банковскими картами.
Махинации с кредитами.
Мошенничества с
инвестиционными
инструментами. Финансовые
пирамиды.

8

Содержание учебного материала
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой
безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
Интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Мошенничества с банковскими картами. Махинации с кредитами. Схемы
уловок и способы ухода - мошенничество с кредитами и мошеннические
кредиты. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые
пирамиды. Происхождение термина. История. Парадоксы финансовых
пирамид. Финансовые пирамиды в Интернете. Финансовые пирамиды и
сетевой маркетинг. Юридическое определение финансовой пирамиды.
Характерные признаки финансовой пирамиды.
Практическая работа: Кейс — «Заманчивое предложение».
Самостоятельная работа обучающихся.
Презентация: «Формирование навыков по поиску актуальной информации по
стартапам и ведению бизнеса»; «Понятие интеллектуальной собственности и
защита прав на интеллектуальную собственность».

Итоговое занятие

2

2

2

2

2
ВСЕГО

1

44

3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

1

2

3

Форма итоговой аттестации

дифференцированный

зачет

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Уровень
освоения
4

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета ОП.06 Основы
предпринимательства деятельности.
Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по числу студентов;
- комплекты учебно-методической документации;
- комплекты нормативно-правовых документов, регламентирующих
предпринимательскую деятельность,

- комплект учебно-наглядных пособий «Инновационное предпринимательство»;
- видеофильмы, демонстрирующие успешный опыт инновационной деятельности;
- презентационный материал к лекционным и практическим занятиям.
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран;
- интерактивная доска.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Аммосов А.П. [материалы для учащихся, Учебная
программа. Методические указания для учителя]. М. Вита-пресс, 2016.
Михалева Е.П. Менеджмент. Издательство Москва «Юрайт» 2018.
Маховикова Г.П. Микроэкономика. Издательство Москва «Юрайт» 2018.
Торосян Е.К., Сажнева Л.П., Зарубина Ж.Н. Основы предпринимательской деятельности:
Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016.
Пчелкин А. В. В кн.: Предпринимательское право. М.: ИД "Форум". Инфра-М, 2017.

Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Издательство Москва
«Академия» 2017.
Чумаченко В.В., Горяев А.П.«Основы финансовой грамотности». М.«Просвещение»,2016

Дополнительная литература:
Беспалов, М. В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях
современной России Москва Инфра-М., 2013;
Берзон Н.И. Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011;
Горфинкел В.Я. Организация предпринимательской деятельности. Москва, 2014;
Думная Н.Н., Карамова О.В, Рябова О.А Как вести семейный бюджет: учебное пособие»,
М. Интеллект-центр, 2010.
Думная Н.Н., Медведева М.Б., Рябова О.А. «Выбирая свой банк: учебное пособие»,
М. Интеллект-центр, 2010.
Думная Н.Н., Ланин Б.А., Мельникова Н.П. «Заплати налоги и спи спокойно», М.
Интеллект-центр, 2010.
Думная Н.Н., Абелев О.А., Николаева И.П.«Я - инвестор», М. Интеллект-центр, 2010.
Казаков С. В. Реальные тенденции создания и эффективного функционирования
инновационных организаций в Российской Федерации, Москва, 2013.
Савицкая Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности
Москва Инфра-М, 2013
Паранич А.В. «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2013.

Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию
рабочей программы
• Методические рекомендации по разработке примерной основной образовательной
программы по новым и актуализированным ФГОС СПО учитывающим требования
профессиональных стандартов https://fumo-spo.ru/?p=articles&show=12 ( дата обращения

24.09.2019).
• Примерные программы СПО (ПРОЕКТЫ) 2019 (Резервная копия федерального реестр
программ СПО) https://fumo-spo.ru/?p=news&show=271 (дата обращения 24.09.2019).

• Макет примерной основной образовательной программы для разработчиков

https://www.crpo-mpu.com/432225643 (дата обращения 24.09.2019).
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от
06.04.2015 №68-ФЗ (ред. 19.12.2016);
• Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578;
• Примерная основная
www.fgosreestr.ru;

образовательная

программа

среднего

общего

образования

• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от
13.12.2013 №1342. Сайты Банка России, федеральных органов исполнительной власти и
иных организаций:
• Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru
• Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
• Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
• Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru • Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru
Дополнительные источники:
• Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в
действующей редакции); часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в действующей
редакции).
• Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства
Российской Федерации) от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (в действующей редакции).
•

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие и
инновационная экономика Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы (с изменениями
на 23 декабря, 2019 г.).

•

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие
предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы».

Интернет-ресурсы:
• Информационная справочная система Консультант плюс.

• Официальный сайт Министерства по делам предпринимательства и развития туризма
Республики Саха (Якутия). Режим доступа: http://sakha.gov.ru/minpred
• Официальный сайт Государственного комитета по инновационной политике и науке.
Режим доступа:http://sakha.gov.ru/gosinn
• Бизнес-журнал Он-лайн [Электрон.ресус] Режим доступа: http://www.1000ideas.ru.
• Свой бизнес [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://www.mybiz.ru.
• http://do. rksi. ru/library/courses/osnpred/book. dbk Машерук Е. М. Основы предпринимательства.
Дистанционный курс.
• www.e.lanbook.com Электронно-библиотечная система «Лань».
• Кох И.А., Орлов В.А. Профессиональная компетентность в структуре профессиональной
подготовки рабочих. // Научный вестник Уральской академии государственной службы:
политология, экономика, социология, право. [Электронный ресурс]. 2011. – Режим
доступа: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2011/01/12/ (дата обращения: 11.03.2019).
• Moodle-учебник для начинающих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
https://rumoodler.com/ (дата обращения: 14.03.2019).
• Смирнова А.С., Афанасьева М.А. Разработка дистанционного курса в образовательной
среде
Moodle //Научный журнал Куб ГАУ. [Электронный ресурс]. 2017. – Режим доступа:
URL: http://ej.kubagro.ru/2017/09/pdf/30.pdf (дата обращения: 17.03.2019).
• Инновационное предпринимательство [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:

https://helpiks.org/7-5125.html (дата обращения: 27.03.2019).
• Социальный бизнес. Живи в своем ритме // РБК. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: URL: http://pulse.rbc.ru/social_business (дата обращения: 02.04.2019).

Электронные учебно-методические комплексы:
• Договор101 НЭБ 3689 о подключении к НЭБ и о предоставлении доступа к объектам
НЭБ г. Москва от 25.04.2018 г. до 25.04.2023 г. («национальная электронная библиотека»
ФГБОУ «Российская государственная библиотека» РГБ.
• Договор №79 об использовании информационной системы «Электронная библиотека
Национальной библиотеки РС(Я)» в образовательной организации» от 20 апреля 2018г. (
в течение 1 года).
Обучающиеся инвалиды и
обеспечиваются

лица с ограниченными возможностями

здоровья

печатными и (или) электронными образовательными ресурсами,

адаптированными к ограничениям их здоровья.
Организация образовательного процесса
Учебная дисциплина ОП.06 Основы предпринимательской деятельности включает
разделы:
Модуль 1. Личное финансовое планирование
Модуль 2. Депозит
Модуль 3. Кредит
Модуль 4. Расчетно-кассовые операции.
Модуль 5. Страхование.
Модуль 6. Создание собственного бизнеса. Инвестиции.
Модуль 7. Пенсии и налоги.
Модуль 8. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке.
Перед изучением каждого раздела проводятся обзорные занятия. В процессе изучения
предмета студентам следует привить навыки пользования учебниками, учебными пособиями,
компьютерными программными комплексами. При изучении материала предмета
применяются современные интерактивные методы, технические средства обучения и
наглядные пособия.

Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация примерной рабочей программы учебной дисциплины ОП.06 Основы
предпринимательской деятельности должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими

профессиональное

высшее

образование,

соответствующее

профилю

преподаваемой дисциплины.
Преподаватели, ведущие образовательную деятельность, должны регулярно, не менее 1 раза в
3 года, повышать свою квалификацию по профилю преподаваемой дисциплины, на курсах

наименование дисциплины в
соответствии с учебным
планом

Фамилия, имя, отчество,
должность по штатному
расписанию

Какое образовательное
учреждение окончил,
специальность (направление
подготовки) по документу об
образовании

Ученая степень, ученое
(почетное) звание,
квалификационная категория

Стаж педагогической работы

Сведения о повышении
квалификации

Условия привлечения к
педагогической деятельности
(штатный работник,
внутренний совместитель,
внешний совместитель)

повышения квалификации или переподготовки.

ОП.06 Основы

Горохова

Высшее

Высшая

О. – 43

ООО “Инфоурок”

штатный

предпринимательс
кой деятельности

Мария
Ивановна
преподаватель

ЯГУ
БГФ БО,
1985
Биолог.
Преподавател
ь химии,
биологии.
Академия
психологии и
предпринима
тельства,
Санкт
Петербург,
2002.
Психолог,
социальный
педагог.

П. – 38
д.у. – 5

г. Смоленск
“Современные
образовательные
технологии в
преподавании
химии с учетом
ФГОС”, 72 ч.,
11.04-09.05.2018 г.
Удостоверение
№16332 ПК
00016464
Повышение
квалификации с 11
февраля 2019 г. по
09 марта 2019 г.
ООО «Инфоурок».
«Основы
предмета
«Экология» в
соответствии с
требованиями
ФГОС СОО» в
обьеме 108 часов,
г. Смоленск.
Повышение
квалификации с 30
мая 2019 года по
30 октября 2020
года. ООО «Центр
инновационного
образования и
воспитания», по
программе
повышения
квалификации
«Организация
защиты детей от
видов
информации,
распространяемой
посредством сети
«Интернет»,
причиняющий
вред здоровью и
(или) развитию
детей, а также не
соответствующей
задачам
образования, в
образовательных
организациях», в
обьеме 16 часов,
г.Саратов.
Повышение
квалификации с 23
апреля 2020 года
25 апреля 2020
года, ГБПОУ РС
(Я) «Якутский
индустриальнопедагогический
колледж», по
дополнительной
программе
«Организация
учебного процесса
в дистанционном

формате»
в обьеме 16 часов.
Повышение
квалификации с 30
марта 2020 года по
10 мая 2020 года,
ГАУ ДПО РС(Я)
«ИРПО» по
дополнительной
программе
«Информационные
и
коммуникационны
е технологии в
СПО», в обьеме 24
часа.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Оценка качества освоения настоящей Программы включает в себя текущий
контроль знаний в форме устных опросов на лекциях и практических занятиях, выполнения
контрольных работ (в письменной форме) и самостоятельной работы (в письменной или
устной форме);
Для текущего контроля разработан фонд оценочных средств, предназначеный для
определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных
достижений основным показателям результатов подготовки. Фонд оценочных средств
включает средства поэтапного контроля формирования компетенций:
вопросы для проведения устного опроса на лекциях и практических занятиях;
задания для самостоятельной работы (составление бизнес-проекта по темам примерной
программы);
вопросы и задания к контрольной работе; тесты для контроля знаний; практические
занятия.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие

компетенции

Код

общих компетенций и обеспечивающих их умений
Формулировка
компетенции

Умения, знания

ОК 01

Выбирать способы

Умения:

решения задач

•

профессиональной
деятельности,

распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;

•

применительно к

анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части;

различным

•

определять этапы решения задачи;

контекстам

•

выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;

•

составить план действия; определить
необходимые ресурсы;

•

владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;

•

реализовать составленный план;

•

оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника).

Знания:
•

актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить;

•

основные источники информации и ресурсы
для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;

•

алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах;

•

структуру плана для решения задач;

•

порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности

ОК 02

Осуществлять

Умения:

поиск, анализ и

•

определять задачи для поиска информации;

интерпретацию

определять необходимые источники

информации,

информации;

необходимой для

•

планировать процесс поиска;

выполнения задач

структурировать получаемую информацию;

профессиональной

выделять наиболее значимое в перечне

деятельности

информации;
•

оценивать практическую значимость
результатов поиска;

•

оформлять результаты поиска

Знания:
•

номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной
деятельности;

•

приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации

ОК 03

Планировать и

Умения:

реализовывать

•

определять актуальность нормативно-

собственное

правовой документации в профессиональной

профессиональное

деятельности;

и личностное

•

развитие.

применять современную научную
профессиональную терминологию;

•

определять и выстраивать траектории
профессионального развития и
самообразования

Знания:
•

содержание актуальной нормативноправовой документации;

•

современная научная и профессиональная
терминология;

•

возможные траектории профессионального
развития и самообразования

ОК 04

Работать в
коллективе и

Умения:
•

команде,
эффективно

организовывать работу коллектива и
команды;

•

взаимодействовать с коллегами,

взаимодействовать

руководством, клиентами в ходе

с коллегами,

профессиональной деятельности

руководством,
клиентами.

Знания:
•

психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности;

•
ОК 05

Осуществлять
устную и

Умения:
•

грамотно излагать свои мысли и оформлять

письменную

документы по профессиональной тематике

коммуникацию на

на государственном языке, проявлять

государственном

толерантность в рабочем коллективе

языке с учетом

Знания:

особенностей

•

социального и
культурного

Использовать
информационные

особенности социального и культурного
контекста;

•

контекста.
ОК 09

основы проектной деятельности

правила оформления документов и
построения устных сообщений.

Умения:
•

применять средства информационных

технологии в

технологий для решения профессиональных

профессиональной

задач;

деятельности

•

использовать современное программное
обеспечение

Знания:
•

современные средства и устройства
информатизации;

•

порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной
деятельности

ОК 11

Использовать
знания по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательс
кую деятельность
в
профессиональной
сфере.

Умения:
•

Применять теоретические знания по
финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной жизни;

•

Грамотно применять полученные знания
для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя, члена
семьи и гражданина;

•

Оценивать и принимать ответственность за
рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и
общества в целом.

Знания:
•

Экономические явления и процессы
общественной жизни;

•

Депозит и кредит. Накопления и инфляция,
роль депозита в личном финансовом плане,
понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном
финансовом плане;

•

Пенсионное обеспечение: государственная
пенсионная система, формирование личных
пенсионных накоплений;

•

Сферы применения различных форм денег;

•

Основные элементы банковской системы.

Умения и знания, определенных в программе:
Наименование объектов
контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Знать:
З 1. Экономические явления и

•

процессы общественной жизни.

и процессов общественной жизни;
•

Верное определение экономических явлений

Верная

характеристика

экономических

явлений и процессов общественной жизни;
•

Соответствие характеристики требованиям

основы предпринимательской деятельности.

З 2. Структуру семейного

•

бюджета и экономику семьи.

семейного бюджета;
•

Верное ведение учета доходов и расходов
Грамотное указание структуру семейного

бюджета;
•

Соответствие основных элементов процесса

инновационного предпринимательства.

З 3. Депозит и кредит.

•

Накопления и инфляция, роль

кредита;

депозита в личном финансовом

•

плане, понятия о кредите, его

роли кредита в личном финансовом плане;

виды, основные характеристики

•

кредита, роль кредита в личном

финансовом плане.

Верное определение депозита, инфляции и
Верная характеристика инфляции, кредита,
Грамотная трактовка роли кредита в личном

финансовом плане.
З 4. Расчетно-кассовые

•

Верное формирование сбережений.

операции. Хранение, обмен и

•

Верное

перевод денег, различные виды

операций;

платежных средств, формы

•

дистанционного банковского

и перевода денег, различных видов платежных

обслуживания.

средств,

указание

расчетно-кассовых

Грамотная характеристика хранения, обмена
форм

дистанционного

банковского

обслуживания;
•

Соответствие технологии подсчета основных

источников и масштабов образования отходов
производства.
З 5. Пенсионное обеспечение:

•

государственная пенсионная

обеспечения;

система, формирование личных

•

пенсионных накоплений.

опыта управления инновациями;
•

Верное
Грамотная

определение
характеристика

пенсионного
зарубежного

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи.

З 6. Виды ценных бумаг.

•

Верное определение видов ценных бумаг;

•

Обоснование знаний своих прав и умений их

защиты;
•

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи
классификации.
З 7. Сферы применения

•

различных форм денег.

различных форм денег;
•

Верное определение сферы применения
Соответствие коньюнктуры рынка и ценовой

политики при продвижении на рынок
инновационных товаров и услуг;
•

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи.
З 8. Основные элементы

•

банковской системы.

основных элементов банковской системы;
•

Верный анализ и прогнозирование системы
Обоснование выбора метода анализа и

прогнозирования инструментов регулирования и
поддержки инновационной деятельности со
стороны государства;
•

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи
классификации.
З 9. Виды платежных средств.

•

Верное определение видов платежных

средств.
•

Обоснование выбора метода видов

платежных средств.
З 10. Страхование и его виды.

•

Верное определение страхования и его видов;

•

Верное

соотношение

планируемыми
контроль

своей

своих действий с

результатами,
деятельности

достижения результата.

осуществлять
в

процессе

З 11. Налоги (понятие, виды

•

налогов, налоговые вычеты,

налоговых вычетов и налоговой декларации;

налоговая декларация).

•

Верное определение понятий, видов налогов,
Обоснование налоговых вычетов и налоговой

декларации, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющийся ситуацией.
З 12. Правовые нормы для

•

защиты прав потребителей

защиты прав потребителей финансовых услуг;

финансовых услуг.

•

Верное определение правовых норм для
Грамотное формирование и развитие

компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
З 13. Признаки мошенничества
на финансовом рынке в
отношении физических лиц.

•

Верное определение признаков

мошенничества на финансовом рынке в
отношении физических лиц;
•

Определение координации и выполнение

работы в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
Уметь:

•

У 1. Выбирать пути реализации

реализации инноваций в современных условиях;

инноваций в современных

•

условиях.

выбора пути реализации инноваций в

Верный анализ причин выбора пути
Обоснование выбора метода анализа причин

современных условиях;
•

Соответствие характеристики анализа

причин выбора пути реализации инноваций в
современных условиях.
У 2. Выделять проблемы, с

•

которыми сталкиваются

которыми сталкиваются инновационные

инновационные процессы.

процессы;
•

Верный выбор выделения проблем, с

Соответствие выбора методов выделения

проблем, с которыми сталкиваются
инновационные процессы;
•

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи.

У 3. Использовать

•

существующие механизмы

существующих механизмов организации

организации инновационного

инновационного предпринимательства;

предпринимательства.

•

Верное указание по использовании

Грамотное определение существующих

механизмов организации инновационного
предпринимательства;
•

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи.
У 4. Анализировать состояние

•

финансовых рынков, используя

рынков, используя различные источники

различные источники

информации;

информации;

•

Верное определение состояния финансовых

Верная характеристика состояния финансо-

вых рынков, используя различные источники
информации;
•

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи.
У 5. Применять теоретические

•

знания по финансовой

библиографического поиска, с привлечением

грамотности для практической

современных информационных технологий,

деятельности и повседневной

методами отбора и оценки степени

жизни;

инновационности продукта;
•

Верное владение приемами

Грамотная характеристика приемов

библиографического поиска, с привлечением
современных информационных технологий,
методов отбора и оценки степени
инновационности продукта;
•

Рациональное распределение времени на все

этапы решения практической задачи.
У 6. Сопоставлять свои

•

потребности и возможности,

потребностей и возможностей;

оптимально распределять свои

•

материальные и трудовые

материальных и трудовых ресурсов,

ресурсы, составлять семейный

составление семейного бюджета и личного

Верное владение по сопоставлении своих
Оптимальное распределение своих

бюджет и личный финансовый

финансового плана;

план;

•

Верная характеристика форм

презентации инновационного проекта на
венчурных ярмарках и выставках, способов
создания малых инновационных предприятий,
навыков публичного выступления и участия в
дискуссии на защите индивидуального проекта;
•

Рациональное распределение времени на

все этапы решения практической задачи.
У 7. Грамотно применять

•

полученные знания для оценки

для оценки собственных экономических действий

собственных экономических

в качестве потребителя, налогоплательщика,

действий в качестве

страхователя, члена семьи и гражданина;

потребителя,

•

налогоплательщика,

применения полученных знаний для оценки

страхователя, члена семьи и

собственных экономических действий в качестве

гражданина;

потребителя, налогоплательщика, страхователя,

Грамотное применение полученных знаний

Верная характеристика грамотного

члена семьи и гражданина.

У 8. Анализировать и извлекать

•

информацию, касающуюся

информаций, касающихся личных финансов, из

личных финансов, из источников

источников различного типа и источников,

различного типа и источников,

созданных в различных знаковых системах

созданных в различных

[текст, таблица, график, диаграмма,

знаковых системах [текст,

аудиовизуальный ряд и др.];

таблица, график, диаграмма,

•

аудиовизуальный ряд и др.];

правильное извлечение информаций, касающихся

Верный анализ и правильное извлечение

Грамотная характеристика анализа и

личных финансов, из источников различного типа
и источников, созданных в различных знаковых
системах [текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.].

У 9. Оценивать влияние

•

инфляции на доходность

инфляции на доходность финансовых активов;

финансовых активов;

•

Верное определение оценивание влияния
Грамотная характеристика определения

оценивания влияния инфляции на доходность
финансовых активов
У 10. Использовать

•

приобретенные знания для

приобретенных знаний для выполнения

выполнения практических

практических заданий, основанных на ситуациях,

заданий, основанных на

связанных с покупкой и продажей валюты;

ситуациях, связанных с

•

покупкой и продажей валюты;

приобретенных знаний для выполнения

Верное определение использования

Грамотная характеристика использования

практических заданий, основанных на ситуациях,
связанных с покупкой и продажей валюты.
У 11. Определять влияние

•

факторов, воздействующих на

действующих на валютный курс;

валютный курс;

•

Верное определение влияние факторов, возГрамотная характеристика влияния

факторов, воздействующих на валютный курс.

У 12. Применять полученные

•

теоретические и практические

ческих и практических знаний для определения

знания для определения

экономически рационального поведения;

экономически рационального

•

поведения;

применения полученных теоретических и

Верное применение полученных теорети-

Грамотная характеристика правильного

практических знаний для определения
экономически рационального поведения.
У 13. Применять полученные

•

знания о хранении, обмене и

хранении, обмене и переводе денег; правильно

переводе денег; использовать

использовать банковские карты, электронные

банковские карты, электронные

деньги; пользоваться банкоматом, мобильным

деньги; пользоваться

банкингом, онлайн-банкингом;

банкоматом, мобильным

•

банкингом, онлайн-банкингом;

полученных знаний о хранении, обмене и

Верное применение полученных знаний о

Грамотная характеристика применения

переводе денег; правильно использовать
банковские карты, электронные деньги;
пользоваться банкоматом, мобильным банкингом,
онлайн-банкингом.
•

Верное применение полученных з н ани я о

У 14. Применять полученные

страховании в повседневной жизни; выбор

з н ани я о страховании в

страховой компании, сравнивать и выбирать

повседневной жизни; выбор

наиболее выгодные условия личного стра-

страховой компании,

хования, страхования имущества и

сравнивать и выбирать

ответственности;

наиболее выгодные условия

•

личного страхования,

полученных зн ан ий о страховании в

страхования имущества и

повседневной жизни;

ответственности;

•

Верный выбор страховой компании;

•

Верное сравнивание и выбор наиболее

Грамотная характеристика применения

выгодных условий личного страхования,
страхования имущества и ответственности;
У15. Применять знания о

• Верное определение о

депозите, управления рисками

применении знаний о депозите,

при депозите; о кредите,

управления рисками при депозите; о кредите,

сравнение кредитных

сравнение кредитных предложений, учет

предложений, учет кредита в

кредита в личном финансовом плане,

личном финансовом плане,

уменьшении стоимости

уменьшении стоимости кредита.

кредита;

• Грамотная характеристика
применении знаний о депозите,
управление

рисками при депозите; о

кредите, сравнения кредитных предложений,
учета кредита в личном финансовом плане,
уменьшении стоимости кредита.
У 16. Определять н азначени е

•

видов налогов, характеризовать

налогов, характеризовать права и обязанности

права и обязанности

налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ,

налогоплательщиков,

применять налоговые вычеты, заполнять нало-

Верное определение о н азн ачении видов

рассчитывать НДФЛ, применять

говую декларацию;

налоговые вычеты, заполнять

•

налоговую декларацию.

видов налогов, права и обязанности

Грамотная характеристика н азн ачения

налогоплательщиков,
•

Правильно рассчитывать НДФЛ, применять

налоговые вычеты, заполнять налоговую
декларацию.
У 17. Оценивать и принимать

•

ответственность за рациональные

ответственности за рациональные решения и их

решения и их возможные

возможные последствия для себя, своего окружения и

последствия для себя, своего

общества в целом;

окружения и общества в целом.

•

Верное определение оценивания и принятие

Верная характеристика оценивания и принятие

ответственности за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности
(сумма баллов)

Оценка уровня подготовки
оценка компетенций
обучающихся

оценка уровня
освоения дисциплин;

90 ÷ 100

высокий

отлично

70 ÷ 89

повышенный

хорошо

50 ÷ 69

пороговый

удовлетворительно

менее 50

допороговый

неудовлетворительно

Разработчик:
преподаватель основ
предпринимательской деятельности ___________________ Горохова М.И.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».