Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

ОДБ.08. Биология

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский промышленный техникум им. Т.Г.Десяткина»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_________________ С.В. Иванова
«_____» __________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.08 Биология
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
среднего профессионального образования
по профессии
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем
жилищно-коммунального хозяйства

Квалификации:
Слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным сетям

Якутск, 2021

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ.08 Биология
разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего
профессионального образования по профессии: 08.01.26 Мастер по ремонту и
обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Биология»,рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной
программы для реализации основной профессиональной образовательной программы
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015
г. ФГАУ «ФИРО»).

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РС (Я) «Якутский промышленный техникум
им. Т.Г.Десяткина».
Разработчики:
Горохова Мария Ивановна, преподаватель учебных дисциплин общеобразовательного
цикла по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем
жилищно-коммунального хозяйства.

РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии строителей
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель ПЦК
________________

ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом ГАПОУ РС(Я)
ЯПТ
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель МС
___________________Филиппов М.И.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………… 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………..

22

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.08 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины ОДБ.08 Биология является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального
образования
в соответствии с ФГОС СПО по профессии: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию
инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Цель преподавания дисциплины ОДБ.08 Биология: формирование у студентов
общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты,
анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и ис пользовать информацию из различных источников.
Задачи:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Ор ганизм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных пред ставлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли
биологической науки в формировании современной естественно-научной картины
мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биоло гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся
достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы
с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходи мости рационального природопользования, бережного отношения к природным
ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;
• приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой
помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.08 Биология обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
•
личностных:
− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной
картине мира;
− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную
и этическую сферы деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору
путей ее достижения в профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию
с коллегами, работе в коллективе;
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской
и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании); правил поведения в природной среде;
− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
•
метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных
научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении
жизни, человека) в ходе работы с различными источниками
информации;
− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к
системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов
состояния окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и
выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
− способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для
решения научных и профессиональных задач;
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
•
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением,
проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

Уметь:

основные положения биологических теорий и
закономерностей
строение и функционирование биологических объектов.
сущность биологических процессов
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие
биологической науки.
биологическую терминологию и символику.
объяснять роль биологии в формировании научного
мировоззрения;
решать элементарные биологические задачи.

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники
и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой
и неживой природы, зародышей человека и других животных,
делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности,
происхождении жизни и человека, глобальные экологические
проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде.
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.
находить информацию о биологических объектах в различных
источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных
изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и
критически ее оценивать.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов;
самостоятельной работы студента 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Количество
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:
лабораторные занятия

-

практические занятия

18

контрольные работы

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.08 Биология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)

Объе
м
часо
в

Уровень
усвоения

1

Раздел 1.
Учение о клетке
Введение.
Тема 1. 1.
Химическая организация клетки.
Строение и функции клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в
клетке.
Жизненный цикл клетки.

4
Содержание учебного материала:
Введение.
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых
организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и
эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности
биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение
биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Химическая организация клетки. Клетка — элементарная
живая система и основная структурно-функциональная единица
всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и
неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки,
углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и
эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни
и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК — носитель
наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический

2

1

код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в
многоклеточном организме. Дифференцировка клеток.
Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция,
экосистема, биосфера. Царства живой природы.
Строение и структура белка.
Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК.
Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие
клеток растений и животных.
Строение вируса.
Фотографии схем строения хромосом.
Схема строения гена.
Митоз.
Практическая работа:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на
готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым
микропрепаратам

Раздел 2.
Организм.
Размножение и индивидуальное
развитие организмов.
Тема 2.1.
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организма.
Индивидуальное развитие человека.

2

3

4

Содержание учебного материала:
Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие
организмов. Размножение — важнейшее свойство живых
организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование

2

1

половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный
этап онтогенеза. Основные
стадии эмбрионального развития. Органогенез.
Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как
свидетельство их эволюционного родства. Причины
нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное
здоровье. Последствия
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения
среды на развитие человека.
Демонстрации
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки.
Митоз.
Бесполое размножение организмов.
Образование половых клеток.
Мейоз.
Оплодотворение у растений.
Индивидуальное развитие организма.
Типы постэмбрионального развития животных.
Практическая работа:
2
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и
других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Раздел 3.
Основы генетики и селекции
Тема 3.1.
Основы учения наследственности и
изменчивости.
Закономерности изменчивости.

3

8
Содержание учебного материала:
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика —
наука о закономерностях наследственности и изменчивости
организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая

2

1

Основы селекции растений, животных и
микроорганизмов.

терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное
скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Сцепленное с полом
наследование. Значение генетики для селекции и медицины.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая,
изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость.
Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы
наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика
популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание
животных и выращивание культурных растений — начальные
этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах
многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный
отбор. Основные достижения современной селекции
культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Этические аспекты некоторых достижений в
биотехнологии. Клонирование животных (проблемы
клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Сцепленное наследование.
Мутации.
Центры многообразия и происхождения культурных растений и
домашних животных.
Гибридизация.
Искусственный отбор.
Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка
возможного их влияния на организм.
Практическая работа:
4
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Решение генетических задач.
Анализ фенотипической изменчивости.
Контрольная работа
2

Раздел 4.
Происхождение и развитие жизни
на земле.
Эволюционное учение.
Тема 4.1.
Происхождение и начальные этапы
развития жизни на Земле.
История развития эволюционных идей.
Микроэволюция и макроэволюция.

3

3

4

Содержание учебного материала:
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
2
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей
возникновения, развития и существования жизни наЗемле. Усложнение живых
организмов в процессе эволюции.
Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ
К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в
биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.
Роль эволюционного учения в формировании современной
естественно-научной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его
критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции.
Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.
Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И. И.
Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства
эволюции.Сохранение биологического многообразия как основа
устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса.
Биологический прогресс и биологический регресс.

1

Демонстрации
Критерии вида. Структура популяции.
Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Эволюционное древо растительного мира.
Эволюционное древо животного мира.
Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практическая работа:
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания
(водной, наземно-воздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Раздел 5.
Происхождение человека.
Тема 5.1.
Антропогенез. Человеческие расы.

Раздел 6.
Основы экологии.

2

3

4
Содержание учебного материала:
2
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении
человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения
человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных.
Черты сходства человека и приматов.
Происхождение человека.
Человеческие расы.
Практическая работа:
2
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека
6

1

3

Тема 6.1.
Экология-наука о взаимоотношениях
организмов между собой и окружающей
средой.
Биосфера-глобальная экосистема.
Экология как теоретическая основа
рационального природопользования и
охраны природы.

Содержание учебного материала:
2
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между
собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в
жизни организмов. Экологические
системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые
связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые
взаимоотношения в
экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины
устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества —
агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Роль
живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших
биогенных элементов
(на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности
человека в окружающей среде. Воздействие производственной
деятельности на окружающую среду
в области своей будущей профессии. Глобальные экологические
проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования
и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей
природной среде.
Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество,
паразитизм.
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Экологические пирамиды.
Схема экосистемы.

1

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Биосфера.
Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.
Схема агроэкосистемы.
Особо охраняемые природные территории России.
Практическая работа:
4
Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например,
леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в
природной экосистеме и в агроценозе.

3

Описание и практическое создание искусственной экосистемы
(пресноводный аквариум).
Решение экологических задач.

Раздел 7.
Бионика
Тема 7.1.
Бионика как одно из направлений
биологии и кибернетики.

16

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение 2
бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых
организмов и их использования для создания совершенных технических
систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры
использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных
черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и технике.
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой
природе и технике.

1

Экскурсии (практическая работа)
Многообразие видов.
Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород
домашних животных, методы их выведения(селекционная
станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.

2

3

Дифференцированный зачет

2

3

Всего

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете №41 «Кабинет
естественнонаучных дисциплин»; «Кабинет химии, биологии, экологии, географии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов -30 мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
-типовые комплекты учебного оборудования «Биология»;
- стенд для изучения правил техники безопасности и охраны труда;
- доска.
-микроскоп;
-стекла предметные и покровные;
-иглы препаровальные;
-стаканы;
-фильтровальная бумага;
-лупа препаровальная;
-пипетки;
-пинцеты;
- коллекции;
-раздаточные материалы: гербарий;
-карта растительности;
-географическая карта Якутии;
-модель: «человеческие расы».
-тонометр;
-часы с секундной стрелкой;
-набор перевязочного материала: салфетки, бинты, жгуты, резиновые трубки, средства для
наложения жгута;
-стенд «Природа – это то, что мы оставляем детям»;
-стенд «Готовимся к экзаменам»;
-стенд «Уголок по охране труда».
-таблицы: «Строение клетки»,
«Процессы, происходящие при моногибридном скрещивании»,
«Классификация генных мутаций»,
«Типы популяционных структур видов»,
«Биоценоз пресноводного водоема».
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
-экран;
-интерактивная доска;
-сканер.
Дидактические материалы:
-карточки-задания;
-тестовые задания по темам.

Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:

Каменский А.А., 10 кл. Издательство Москва «Просвещение» 2019.
Каменский А.А., 11 кл. Издательство Москва «Просвещение» 2019.
Сивоглазов В.И., Сарычева Н.Ю.,Каменский Биология10 кл АО «Издательство «Просвещение»,
2018.
Сивоглазов В.И., Сарычева Н.Ю.,Каменский Биология 11 кл. АО «Издательство «Просвещение»,
2018.
В. И.Сивоглазова, Биология, пособие-репетитор, Феникс, 2015.
Дополнительная литература:
И.Н. Пономарева Биология 10 кл., Вентена Гра, 2014.
И.Б. Агафонова Биология. 10- 11кл Базовый уровень, Дрофа, 2014.
В. И. Сивоглазова, Биология 10-11кл., Дрофа, 2014.
Т.А.Шустанова, Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы к Феникс,
2014.
Школьный словарик. Птицы России, Вако, 2014.
В.В.Пасечника, Биология. По урочные планы, Учитель-цен, 2014.
Е.И. Тупикин, Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности ,Академ.,
2003.
В.М. Константинов, Общая биология,Академ, 2004.
Н.В. Чебышева, Руководство к практическим занятиям по биологии, Академ., 2004.
Д.К. Беляев, Общая биология, Просвещ., 2000.
И.Н. Пономарева Биология 10 кл., ВентенаГра, 2014.
И.Б. Агафонова Биология. 10- 11кл Базовый уровень, Дрофа, 2014.
В. И.Сивоглазова , Биология 10-11кл., Дрофа, 2014.
В.И. Сивоглазова, Биология, пособие-репетитор, Феникс, 2015.
Т.А.Шустанова , Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы к Феникс,
2014.
Школьный словарик. Птицы России, Вако, 2014.
В.В.Пасечника, Биология. По урочные планы, Учитель-цен, 2014.

Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общегообразования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии илиспециальности среднего профессионального образования».

Интернет-ресурсы
www. sbio. info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по
биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —
экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника,
разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического
центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология»,
«Человек»).
Электронно - библиотечная система «Лань», Издательство «Лань», 2016.
Электронные учебно-методические комплексы
• Договор101 НЭБ 3689 о подключении к НЭБ и о предоставлении доступа к объектам
НЭБ г. Москва от 25.04.2018 г. до 25.04.2023 г. («национальная электронная
библиотека» ФГБОУ «Российская государственная библиотека» РГБ.
• Договор №79 об использовании информационной системы «Электронная библиотека
Национальной библиотеки РС(Я)» в образовательной организации» от 20 апреля 2018г.
( в течение 1 года).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечиваются печатными и (или) электронными образовательными ресурсами,
адаптированными к ограничениям их здоровья.

Организация образовательного процесса
Учебная дисциплина ОДБ.08 Биология включает разделы:
«Учение о клетке»;
«Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»;
«Основы генетики и селекции»;
«Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение»;
«Происхождение человека»;
«Основы экологии»;
«Бионика».
Перед изучением каждого раздела проводятся обзорные занятия. В процессе изучения
предмета студентам следует привить навыки пользования учебниками, учебными пособиями,
компьютерными программными комплексами. При изучении материала предмета
применяются современные интерактивные методы, технические средства обучения и
наглядные пособия.

Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация примерной рабочей программы учебной дисциплины «Биология» должна
обеспечиваться

педагогическими

кадрами,

имеющими

профессиональное

высшее

образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины..
Преподаватели, ведущие образовательную деятельность, должны регулярно, не менее 1 раза
в 3 года, повышать свою квалификацию по профилю преподаваемой дисциплины, на курсах

О. – 43
П. – 38
д.у. – 5

Условия привлечения к
педагогической
деятельности (штатный
работник, внутренний
совместитель, внешний

Высшая

Сведения о повышении
квалификации

Высшее
ЯГУ
БГФ БО, 1985
Биолог.
Преподаватель
химии,
биологии.

Стаж педагогической
работы

Горохова
Мария
Ивановна
преподаватель

Ученая степень, ученое
(почетное) звание,
квалификационная
категория

Фамилия, имя, отчество,
должность по штатному
расписанию

ОДБ.08
Биология

Какое образовательное
учреждение окончил,
специальность
(направление подготовки)
по документу об
образовании

наименование
дисциплины в
соответствии с учебным
планом

повышения квалификации или переподготовки.

ООО “Инфоурок” г.
Смоленск
“Современные
образовательные
технологии в
преподавании химии
с учетом ФГОС”, 72
ч., 11.04-09.05.2018 г.

штатн
ый

Академия
психологии и
предпринимате
льства, Санкт
Петербург,
2002.
Психолог,
социальный
педагог.

Удостоверение
№16332 ПК 00016464
Повышение
квалификации с 11
февраля 2019 г. по 09
марта 2019 г. ООО
«Инфоурок».
«Основы предмета
«Экология» в
соответствии с
требованиями ФГОС
СОО» в обьеме 108
часов, г. Смоленск.
Повышение
квалификации с 30
мая 2019 года по 30
октября 2020 года.
ООО «Центр
инновационного
образования и
воспитания», по
программе
повышения
квалификации
«Организация защиты
детей от видов
информации,
распространяемой
посредством сети
«Интернет»,
причиняющий вред
здоровью и (или)
развитию детей, а
также не
соответствующей
задачам образования,
в образовательных
организациях», в
обьеме 16 часов,
г.Саратов.
Повышение
квалификации с 23
апреля 2020 года 25
апреля 2020 года,
ГБПОУ РС (Я)
«Якутский
индустриальнопедагогический
колледж», по
дополнительной
программе
«Организация
учебного процесса в
дистанционном
формате»
в обьеме 16 часов.
Повышение
квалификации с 30
марта 2020 года по 10

мая 2020 года, ГАУ
ДПО РС(Я) «ИРПО»
по дополнительной
программе
«Информационные и
коммуникационные
технологии в СПО», в
обьеме 24 часа.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Оценка качества освоения настоящей Программы включает в себя текущий
контроль знаний в форме устных опросов на лекциях и практических занятиях,
выполнения контрольных работ (в письменной форме) и самостоятельной работы (в
письменной или устной форме);
Для текущего контроля разработан фонд оценочных средств, предназначеный для
определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных
достижений основным показателям результатов подготовки. Фонд оценочных средств
включает средства поэтапного контроля формирования компетенций:
вопросы для проведения устного опроса на лекциях и практических занятиях;
задания для самостоятельной работы (составление рефератов по темам примерной
программы);
вопросы и задания к контрольной работе;
тесты для контроля знаний; практические занятия.
Результаты освоения выражаются в освоении:
общих и профессиональных компетенций, определенных в программе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Введение

Характеристика основных видов
деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Ознакомление с биологическими системами
разного уровня: клеткой, организмом,
популяцией, экосистемой, биосферой.
Определение роли биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира и практической
деятельности людей. Обучение
соблюдению правил поведения в природе,
бережному отношению к биологическим
объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация клетки
Умение проводить сравнение химической
организации живых и неживых объектов.
Получение представления о роли
органических и неорганических веществ в
клетке
Строение и функции клетки
Изучение строения клеток эукариот,
строения и многообразия клеток растений и
животных с помощью микропрепаратов.
Наблюдение клеток растений и животных
под микроскопом на готовых
микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание
микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и
животных по готовым микропрепаратам
Обмен веществ и превращение энергии в Умение строить схемы энергетического
клетке
обмена и биосинтеза белка. Получение
представления о пространственной
структуре белка, молекул ДНК и РНК
Жизненный цикл клетки
Ознакомление с клеточной теорией
строения организмов. Умение
самостоятельно искать доказательства того,
что клетка — элементарная живая система
и основная структурно-функциональная
единица всех живых организмов
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов
Овладение знаниями о размножении как о
важнейшем свойстве живых организмов.
Умение самостоятельно находить отличия
митоза от мейоза, определяя эволюционную
роль этих видов деления клетки
Индивидуальное развитие организма
Ознакомление с основными стадиями
онтогенеза на примере развития
позвоночных животных. Умение
характеризовать стадии
постэмбрионального развития на примере
человека. Ознакомление с причинами
нарушений в развитии организмов.
Развитие умения правильно формировать
доказательную базу эволюционного
развития животного мира
Индивидуальное развитие человека
Выявление и описание признаков сходства
зародышей человека и других позвоночных
как доказательства их эволюционного
родства. Получение представления о
последствиях влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ, загрязнения среды
на развитие и репродуктивное здоровье
человека
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и
ненаследственной изменчивостью и ее
биологической ролью в эволюции живого
мира. Получение представления о связи
генетики и медицины. Ознакомление с
наследственными болезнями человека, их
причинами и профилактикой. Изучение
влияния алкоголизма, наркомании, курения
на наследственность на видеоматериале.
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагенов в окружающей среде
и косвенная оценка возможного их влияния
на организм
Основы селекции растений, животных и Получение представления о генетике как о
микроорганизмов
теоретической основе селекции. Развитие
метапредметных умений в процессе
нахождения на карте центров многообразия
и происхождения культурных растений и
домашних животных, открытых Н. И.
Вавиловым. Изучение методов
гибридизации и искусственного отбора.
Умение разбираться в этических аспектах
некоторых достижений в биотехнологии:
клонировании животных и проблемах
клонирования человека. Ознакомление с
основными достижениями современной
селекции культурных растений, домашних
животных и микроорганизмов
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ
УЧЕНИЕ
Происхождение и начальные этапы
Анализ и оценка различных гипотез
развития жизни на Земле
происхождения жизни. Получение
представления об усложнении живых
организмов на Земле в процессе эволюции.
Умение экспериментальным путем
выявлять адаптивные особенности
организмов, их относительный характер.
Ознакомление с некоторыми
представителями редких и исчезающих
видов растений и животных. Проведение
описания особей одного вида по
морфологическому критерию при
выполнении лабораторной работы.
Выявление черт приспособленности
организмов к разным средам обитания
(водной, наземновоздушной, почвенной)
История развития эволюционных идей
Изучение наследия человечества на
примере знакомства с историей развития
эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б.
Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли
эволюционного учения в формировании
современной естественно-научной картины

мира. Развитие способности ясно и точно
излагать свои мысли, логически
обосновывать свою точку зрения,
воспринимать и анализировать мнения
собеседников, признавая право другого
человека на иное мнение
Микроэволюция и макроэволюция
Ознакомление с концепцией вида, ее
критериями, подбор примеров того, что
популяция — структурная единица вида и
эволюции. Ознакомление с движущимися
силами эволюции и ее доказательствами.
Усвоение того, что основными
направлениями эволюционного прогресса
являются биологический прогресс и
биологический регресс.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез
Анализ и оценка различных гипотез о
происхождении человека. Развитие умения
строить доказательную базу по
сравнительной характеристике человека и
приматов, доказывая их родство.
Выявление этапов эволюции человека
Человеческие расы
Умение доказывать равенство человеческих
рас на основании их родства и единства
происхождения. Развитие толерантности,
критика расизма во всех его проявлениях
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология — наука о взаимоотношениях
Изучение экологических факторов и их
организмов между собой и окружающей
влияния на организмы. Знакомство с
средой
экологическими системами, их видовой и
пространственной структурами. Умение
объяснять причины устойчивости и смены
экосистем. Ознакомление с межвидовыми
взаимоотношениями в экосистеме:
конкуренцией, симбиозом, хищничеством,
паразитизмом. Умение строить ярусность
растительного сообщества, пищевые цепи и
сети в биоценозе, а также экологические
пирамиды. Знание отличительных
признаков искусственных сообществ —
агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Описание антропогенных изменений в
естественных природных ландшафтах своей
местности. Сравнительное описание одной
из естественных природных систем
(например, леса) и какой-нибудь
агроэкосистемы (например, пшеничного
поля). Составление схем передачи веществ
и энергии по цепям питания в природной
экосистеме и агроценозе
Биосфера — глобальная экосистема
Ознакомление с учением В. И. Вернадского
о биосфере как о глобальной экосистеме.

Биосфера и человек

Бионика как одно из направлений
биологии и кибернетики

Наличие представления о схеме экосистемы
на примере биосферы, круговороте веществ
и превращении энергии в биосфере. Умение
доказывать роль живых организмов в
биосфере на конкретных примерах
Нахождение связи изменения в биосфере с
последствиями деятельности человека в
окружающей среде. Умение определять
воздействие производственной
деятельности на окружающую среду в
области своей будущей профессии.
Ознакомление с глобальными
экологическими проблемами и умение
определять пути их решения. Описание и
практическое создание искусственной
экосистемы (пресноводного аквариума).
Решение экологических задач.
Демонстрирование умения постановки
целей деятельности, планирования
собственной деятельности для достижения
поставленных целей, предвидения.
Продолжение таблицы. Содержание
обучения. Характеристика основных видов
деятельности студентов (на уровне учебных
действий) возможных результатов этих
действий, организации самоконтроля и
оценки полученных результатов. Обучение
соблюдению правил поведения в природе,
бережному отношению к биологическим
объектам (растениям, животным и их
сообществам) и их охране.
БИОНИКА
Ознакомление с примерами использования
в хозяйственной деятельности людей
морфофункциональных черт организации
растений и животных при создании
совершенных технических систем и
устройств по аналогии с живыми
системами. Знакомство с трубчатыми
структурами в живой природе и технике,
аэродинамическими и гидродинамическими
устройствами в живой природе и технике.
Умение строить модели складчатой
структуры, используемые в строительстве

Шкала оценки образовательных достижений

Процент
результативности
(сумма баллов)

Оценка уровня подготовки
оценка
компетенций
обучающихся

оценка уровня
освоения дисциплин;

90 ÷ 100

высокий

отлично

70 ÷ 89

повышенный

хорошо

50 ÷ 69

пороговый

удовлетворительно

менее 50

допороговый

неудовлетворительно

Разработчик:
Преподаватель биологии: ______________________ Горохова М.И.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».