Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

ОДБ.07. Обществознание

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Саха (Якутия)

«Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_________________ С.В. Иванова
«_____» __________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ
ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных
систем жилищно-коммунального хозяйства
Квалификации:
Слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным сетям

2021

Рабочая
программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание (включая экономику и право)» разработана с учетом требований ФГОС
среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по
профессии: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства, в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основе Примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и
право)», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной
программы для реализации основной профессиональной образовательной программы
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015
г. ФГАУ «ФИРО») и

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение РС (Я) «Якутский промышленный техникум имени Т.Г.
Десяткина».

Разработчики:
Игнатьева Мария Васильевна, преподаватель истории и обществознания

РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии строителей
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель ПЦК
________________ .

ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом ГАПОУ РС(Я) ЯПТ
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель МС
___________________Филиппов М.И.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-6

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

7 - 26

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

27 - 28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29 -36

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для
изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов
среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих
целей:
•
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
•
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного
социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной
культуры подростка;
•
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
•
умение
получать
информацию
из
различных
источников,
анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
•
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных
сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных
групп и общества в целом;
•
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к
самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
•
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных
сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы
подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа
может
использоваться
другими
профессиональными
образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе
общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология,
правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни,
развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции,
социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для

реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными
группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового
сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали,
религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых
социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет
возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование
знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО
успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению
общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию
уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности,
может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах
массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социальнопрактических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические
понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания,
законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной,
динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о
человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе
общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они
должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в
нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах
деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме
и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального
образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и
право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля
профессионального образования обществознание изучается без включения экономики и права.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета
в рамках промежуточной аттестации студентов
в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС, ППССЗ)1.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебная дисциплина «Обществознание»2 изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных
областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО
соответствующего профиля профессионального образования.
Ъ

1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
•
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать
конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
•
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и
экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и
правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;

сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:
Знать:
З1. общество как целостная развивающаяся система в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов;
З.2. базовый понятийный аппарат социальных наук;
З.3. основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном
мире;
З.4. методы познания социальных явлений и процессов;
Уметь:
У1. выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
У2. применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
У3. оценивать социальную информацию
У.4. находить информацию в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», включающей экономику и право, в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся
составляет:
•

по профессиям СПО технического и социально-экономического профиля профессионального образования — 256 часов, из них аудиторная
(обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 171 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 85 часов;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование
разделов и тем
1
Введение.

Раздел 1.
Тема 1.1. Природа
человека, врожденные
и приобретенные
качества

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа студентов
2
Содержание учебного материала.
1.
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.
Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей
СПО.
Человек и общество
Содержание учебного материала.
1.
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и
трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.
Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной
деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл
человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.
Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители
(внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и
ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Объем
часов
3
2

Уровень
освоения
4
1

18
10

2

Тема 2.1. Общество
как сложная система.

2

Раздел 2.
2.1. Духовная
культура личности и
общества

Тема 2.2. Наука и
образование в

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие.
Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации
личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты.
Истоки конфликтов в среде молодежи.
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы
общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их
функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной,
информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и
проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терро¬ризм как важнейшая
угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных
проблем.
Практическое занятие:
Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы
мировоззрения. Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация.

Духовная культура человека и общества
Содержание учебного материала.
1.
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной
жизни.
2. Практическое занятие:
Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного
общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного
поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных
ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда,
учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии
свободы доступа к культурным ценностям.
Содержание учебного материала.
1.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его

6

2

2

22
1

2

7

6

2

современном мире

Тема 2.3. Мораль,
искусство и религия
как элементы
духовной культуры

особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного
человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в
образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в
Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.
Профессиональное образование.
2. Практическое занятие:
Духовная культура личности и общества. Виды культуры. Наука в современном мире.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.
Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2
2

2. Практическое занятие:
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть.
Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Роль образования
в жизни человека и общества. Мораль. Религия. Искусство.

4

Раздел 3.
Экономика
Содержание
учебного
материала.
Тема 3.1. Экономика и
Экономика семьи. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная
экономическая наука. 1.
стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Экономические
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная,
системы
централизованная (командная) и рыночная экономика.
2. Практическое занятие:
Экономика как наука и хозяйство. Экономический рост и развитие
Содержание учебного материала.
Тема 3.2. Рынок.
1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.
Фирма. Роль
Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная
государства в
конкуренция. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные
экономике
операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и
общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура.
Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные
расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики
государства.

36
8

2

4
10

2

Практическое занятие:
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования
бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Содержание учебного материала.
1. Спрос на труд и его факторы.. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и
экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.
Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

4

Практическое занятие:
Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на
рынках труда
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной
1.
экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее
регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

2

2.

Тема 3.3. Рынок труда
и безработица

2.
Тема 3.4. Основные
проблемы экономики
России. Элементы
международной
экономики

2.
Раздел 4.
Тема 4.1. Социальная
роль и стратификация

Тема 4.2. Социальные
нормы и конфликты

Практическое занятие:
Экономическая культура

2

4

2

Социальные отношения
Содержание учебного материала.
1.
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
стратификация. Социальная мобильность.

24
2

2. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли
человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
Содержание учебного материала.
1. Социальный контроль. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных
конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы,
проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа
жизни.

4

2.

2

6

2

2

Тема 4.3. Важнейшие
социальные общности
и группы

Раздел 5.
Тема 5.1. Политика и
власть. Государство в
политической системе

Тема 5.2. Участники

Содержание учебного материала.
1.
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской
Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация
в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных
правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности
супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и
попечительство.
Практическое занятие:
Социальная стратификация. Виды социальных норм. Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения.
Семья в современной России.
Политика
Содержание учебного материала.
1.
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как
политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения
современных
государств.
Межгосударственная
интеграция,
формирование
надгосударственных институтов — основные особенности развития современной
политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство,
политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и
традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
2. Практическое занятие:
Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе
общества. Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое
государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство.
Содержание учебного материала.

6

2

4

24
4

2

4

10

2

политического
процесса

Раздел 6.
Тема 6.1. Правовое
регулирование
общественных
отношений

Тема 6.2. Основы
конституционного
права Российской
Федерации

1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое
лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и
опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
2. Практическое занятие:
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические
системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное
регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Право
Содержание учебного материала.
Юриспруденция как общественная наука.
1.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок
принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во
времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и
противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность
и ее задачи.
2. Практическое занятие:
Право в системе социальных норм. Система права. Формы права. Конституционное право.
Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право. Трудовое право.
Административное право. Уголовное право.
Содержание учебного материала.
1.
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации.
Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное
самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской
Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

6

45
6

2

4

12

2

Тема 6.3. Отрасли
российского права

2. Практическое занятие:
Право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Содержание учебного материала.
1.
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые
договоры.
Правовое
регулирование
предпринимательской
деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые
вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания
приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой
договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование
трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в
трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные
проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав
преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Практическое занятие:
Семейное право. Экологическое право.
ВСЕГО

6

14

2

3
171

2.2. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ),
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества.
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
Кем быть? Проблема выбора профессии.
Современные религии.
Роль искусства в обществе.
Экономика современного общества.
Структура современного рынка товаров и услуг.
Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин
безработицы в разных странах.
Я и мои социальные роли.
Современные социальные конфликты.
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
Этносоциальные конфликты в современном мире.
Семья как ячейка общества.
Политическая власть: история и современность.
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из
истории, другое — современное).
Формы участия личности в политической жизни.
Политические партии современной России.
Право и социальные нормы.
Система права и система законодательства.
Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
Характеристика отрасли российского права (на выбор).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете № 21 «Кабинет
обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся – 30 мест;
- рабочее место преподавателя;
Освоение программы учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период вне-учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в
настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Обществознание » входят:
•
многофункциональный комплекс преподавателя;
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых,
15

поэтов, писателей и др.);
•
информационно-коммуникационные средства;
•
экранно-звуковые пособия;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
•
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научнопопулярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны иметь
возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.)
3.2. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ:
Л.Н.Боголюбов. Обществознание 10-11кл. Просвещение, 2014
А.Г.Важенин. Обществознание для профессий и специальностей технического направления.
Академия, 2014
Е.В.Домашек. Обществознание в терминах в схемах таблицах. Феникс, 2015
Обществознание 10кл
•
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным
разделам курса обществознания
•

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых

тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной
работы
•

Видеофильмы по обществознанию

•

Интернет-ресурсы

https://e.nlrs.ru/ (Национальная библиотека РС (Я)

search.ebscohost.com/
elibrary.ru/defaultx.asp (Научная электронная библиотека «eLibrari.ru»)
www.iprbookshop.ru/ (электронно-библиотечная система iprbookshop.ru)
https://e.lanbook.com/(издательство «Лань»)
https://www.litres.ru/(Литрес)
https://polpred.com/(Обзор СМИ)- www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и
контрольные материалы);
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных
ресурсов).www.gumer.info (Библиотека Гумер).Интернет-ресурсы

3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перед изучением каждого раздела проводятся обзорные занятия. Оформление всех листов
16

графических работ выполняется в строгом соответствии с заданиями, ГОСТами. В процессе
изучения предмета обучающимся следует привить навыки пользования учебниками, учебными
пособиями, ГОСТами, справочниками, компьютерными программными комплексами. При
изучении материала предмета используются современные интерактивные методы, технические
средства обучения и наглядные пособия.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация примерной рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание» должна
обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими профессиональное высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
Преподаватели, ведущие образовательную деятельность, должны регулярно, не менее 1 раза в 3
года, повышать свою квалификацию по профилю преподаваемой дисциплины, на курсах
повышения квалификации или переподготовки.

ОДБ7 Игнатьева Высшее Высшая О. – 26
Обществ Мария
ЯГУ,
П. – 24
ознание Васильевна ИЮФ,
д.у. – 19
преподават ИО,
ель
историк,
преподав
атель
истории,

1995

Фундаментальные курсы для учителей
истории и обществознания АОУ РС (Я)
ДПО «ИРО и ПК им. С.Н. Донского-II» в
объеме 120 часов с 27.11. - 04.12. по 04.12.
- 09.12.2017г. Свидетельство о повышении
квалификации под № 1370 от 09.12.2017г.
Приняла участие в работе методического
семинара на проблемных курсах по теме
«Современный урок в
общеобразовательной школе», успешно
защитила итоговые работы,
подготовленные в рамках курсов
повышения квалификации. Справка от
7.12.2017г. АОУ РС (Я) ДПО «ИРО и ПК
им. С.Н. Донского-II»
Повышение квалификации ГАУ ДПО РС
(Я) «ИРПО» по дополнительной
профессиональной программе «Реализация
образовательных программ среднего
общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего
профессионального образования» в объеме
36 часов. Удостоверение о повышении
квалификации под № 140400025335,
регистрационный номер 1467 от

Условия привлечения к
педагогической деятельности
(штатный работник,
внутренний совместитель,
внешний совместитель)

Сведения о повышении
квалификации

Стаж педагогической работы

квалификационная категория

Какое образовательное
учреждение окончил,
специальность (направление
по документу
подготовки)
ученое об
Ученая степень,
образовании
(почетное) звание,

Фамилия, имя, отчество,
должность по штатному
расписанию

наименование дисциплины в
соответствии с учебным
планом

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

штатный

08.01.2019.

Оценка качества освоения настоящей Программы включает в себя текущий контроль знаний в
форме устных опросов на лекциях и практических занятиях, выполнения контрольных работ (в
письменной форме) и самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
Для текущего контроля разработан фонд оценочных средств, предназначенный для определения
соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным
показателям результатов подготовки. Фонд оценочных средств включает средства поэтапного
17

контроля формирования компетенций:
вопросы для проведения устного опроса на лекциях и практических занятиях;
задания для самостоятельной работы (составление рефератов по темам примерной программы);
вопросы и задания к контрольной работе;
тесты для контроля знаний; практические занятия.
4.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ В ОСВОЕНИИ ОБЩИХ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ПРОГРАММЕ

Наименование объектов контроля и оценки

З.1. общество как целостную
развивающуюся систему в единстве и
взаимодействии его основных сфер и
институтов;

3.2. базовый понятийный аппарат
социальных наук;
3.3. основные тенденции и возможные
перспективы развития мирового
сообщества в глобальном мире;

Основные показатели оценки результата
• Верное описание основных социальных объектов;
• Верное выделение существенных признаков основных
социальных объектов;
• Верное описание человека как социально-деятельного
существа;
• Верное определение социальных ролей человека
• Верное указание характерных черт основных сфер общества;
• Верное указание признаков основных сфер общества
• Верное определение биосоциальной сущности человека
• Верная классификация основных этапов и факторов
социализации личности
• Верное определение места и роли человека в системе
общественных отношений;
• Верное понимание необходимости регулирования
общественных отношений;
• Верное определение сущность социальных норм;
• Верная классификация механизмов правового урегулирования
• Верное определение понятийного аппарата социальных наук
• Верная характеристика основных социальных объектов
• Верное определение существенных признаков,
закономерностей развития
• Верное указание характерных черт основных сфер общества;
• Верное указание признаков основных сфер общества
• Верное определение тенденций развития общества в целом как
сложной динамичной системы,
• Верное определение тенденций развития важнейших
социальных институтов;

3.4. методы познания социальных
явлений и процессов;

• Верное определение особенностей социальногуманитарного познания
• Верная классификация особенностей социальногуманитарного познания
• Верное определение методов познания социальных
явлений и процессов;
• Верное раскрытие изученных теоретических положений и
понятий социально-экономических и гуманитарных наук;
• Рациональный выбор примеров для их раскрытия

Уметь:
У1. выявлять причинно-следственные,

• Верная определение причинно-следственных и
функциональных связей изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, важнейших социальных
институтов, общества и природной среды, общества и культуры,
взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• Верное сравнивание социальных объектов, суждений об
обществе и человеке,
• Грамотное выявление их общих черт и различий;
• Верное объяснение взаимосвязи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека
и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
• Грамотное применение социально-экономических и
гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач

функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и
процессов;

У2. применять полученные знания в

повседневной жизни, прогнозировать

18

последствия принимаемых решений;

по актуальным социальным проблемам.
• Верная оценка поведение людей с точки зрения социальных
норм
• Верная оценка поведения людей с точки зрения экономической
рациональности;
• Рациональный выбор примеров социальных объектов
определенного типа, социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
• Адекватный прогноз последствия принимаемых решений;
• Верное решение познавательных и практических задач
• Верное определение типичных ситуаций в различных сферах
деятельности человека;
• Верное составление простейших видов правовых документов
(заявления, доверенности и т.п.);
У3. оценивать социальную информацию • Грамотный анализ актуальной информации о социальных
объектах
• Верное определение их общих черт и различий
• Верная установка соответствия между существенными чертами
и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
• Верная оценка действия субъектов социальной жизни, включая
личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
• Грамотная формулировка на основе приобретенных
обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
У.4. находить информацию в источниках
• Рациональный поиск социальной информации, представленной
различного типа для реконструкции
в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
недостающих звеньев с целью объяснения и аудиовизуальный ряд);
оценки разнообразных явлений и процессов • Верное извлечение знания из неадаптированных оригинальных
общественного развития.;
текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. )
по заданным темам;
• Грамотная систематизация, анализ и обобщение
неупорядоченной социальной информации;
• Верное определение в них фактов и мнений, аргументов и
выводов
• Грамотная подготовка устного выступления, творческой работы
по социальной проблематике
• Рациональное осуществление поиска социальной информации
по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ,
учебного текста и других адаптированных источников);
• Верное определение фактов и мнений

4.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Введение

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)

Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

19

1.1. Природа человека,
врожденные и приобретенные качества

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность»,
«деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и
социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и
взаимодействие, конфликты

1.2. Общество как сложная
система

Представление об обществе как сложной динамичной системе,
взаимодействии общества и природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция»,
«общественный прогресс»

2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Духовная культура
личности и общества

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и
общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ
особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного
кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и
взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда,
учебы, поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных
гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

2.2. Наука и образование в
современном мире

Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание
особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом

2.3. Мораль, искусство и
религия как элементы
духовной культуры

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в
жизни людей
3. ЭКОНОМИКА

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы
экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и
рыночной экономики

3.2. Рынок. Фирма. Роль
государства в экономике

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки»,
«выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и
развитие», «налоги», «государственный бюджет»

3.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия
безработицы, ее причины и экономических последствий

3.4. Основные проблемы
экономики России. Элементы международной
экономики

Характеристика становления современной рыночной экономики России,
ее особенностей; организации международной торговли

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная роль и
стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе

4.2. Социальные нормы и
конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного
поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и
истоков их возникновения

4.3. Важнейшие
социальные общности и
группы

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной
России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей,
семьи)
5. ПОЛИТИКА

20

5.1. Политика и власть.
Государство в политической системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система»,
«внутренняя структура политической системы». Характеристика
внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм
правления, территориально-государственного устройства, политического
режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание по нятий правового государства и умение называть его признаки

5.2. Участники политического процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий
«гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации

6. ПРАВО

6.1. Правовое регулирование общественных
отношений

Выделение роли права в системе социальных норм. Умение
давать характеристику системе права

6.2. Основы конституУмение давать характеристику основам конституционного строя
ционного права Российской Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и
Федерации
свободам граждан
6.3. Отрасли российского
права

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей
российского права

4.3. ШКАЛА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Оценка уровня подготовки
Процент результативности
(сумма баллов)

оценка
компетенций
обучающихся

оценка уровня
освоения дисциплин;

90 ÷ 100

высокий

отлично

70 ÷ 89

повышенный

хорошо

50 ÷ 69

пороговый

удовлетворительно

менее 50

допороговый

неудовлетворительно

Разработчик:
Преподаватель: ______________________________ Игнатьева М.В.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».