Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

ОДБ.06. Химия

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
______________ Иванова С.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 Химия
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
среднего профессионального образования
по профессии
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем
жилищно-коммунального хозяйства

Квалификации:
Слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным
сетям

ЯКУТСК, 2021

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ.06
Химия разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 08.01.26 Мастер
по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального
хозяйства, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Химия», рекомендованной Федеральным государственным автономным
учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в
качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.,
регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РС (Я) «Якутский промышленный техникум им.
Т.Г.Десяткина».
Разработчик: Горохова Мария Ивановна, преподаватель общеобразовательных
дисциплин по профессии: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию
инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии строителей
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель ПЦК
________________

ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом ГАПОУ РС(Я)
ЯПТ
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель МС
___________________Филиппов М.И.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………..26
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………..30

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 ХИМИЯ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы по профессии: 08.01.26 Мастер по
ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, в
соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобразования науки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель преподавания дисциплины ОДБ.06 Химия: приобретение студентами
теоретических знаний и практических умений в области химии.
Задачи:
• формирование у студентов умения оценивать значимость химического знания
для каждого человека;
• формирование у студентов целостного представления о мире и роли химии в
создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять
объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной,
культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
• развитие у студентов умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной
системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
• приобретение студентами опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений,
поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.06 Химия, обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической
науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту
при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических
компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития
в выбранной профессиональной деятельности;
•
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и
синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных
связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной
задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного
эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с
которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации,
умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов
в профессиональной сфере;
•
предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами
и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и
символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать,
объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить
расчеты по химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических
веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Уметь:
Умение называть изученные вещества по тривиальной или
международной номенклатуре;
Умение определять валентность и степень окисления химических
элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер
среды в водных растворах неорганических и органических соединений,
окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам
неорганических и органических соединений;
Умение характеризовать элементы малых периодов по их положению в
Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических
соединений; строение и химические свойства изученных неорганических
и органических соединений;
Умение выполнять химический эксперимент по распознаванию
важнейших неорганических и органических соединений.
Умение решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
Знать:

Важнейшие химические понятия;
Основных законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава
веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
Основные теории химии: химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
Важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы;
серная, соляная, азотная и уксусная кислоты;
благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы;
основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи,
углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ,
метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат
натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные
эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза),
полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 114 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количества часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

114
114
22
22
6
-

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.06 Химия
№

Наименование разделов и тем

1

2
I семестр

1

Введение

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа студентов
3
Научные методы познания веществ и химических явлений.
Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование
химических процессов. Значение химии при освоении
профессий СПО и специальностей СПО технического
профиля профессионального образования.

Объем Уровень
часов освоения
4
5
2
1

Раздел 1. Общая и неорганическая химия-76ч

2

Тема 1.1.
Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула.
Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные
вещества. Качественный и количественный состав веществ.
Химические знаки и формулы. Относительные атомная и
молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения
массы веществ. Закон постоянства состава веществ
молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.
Расчетные задачи на нахождение относительной
молекулярной массы, определение массовой доли химических
элементов в сложном веществе.
Демонстрации
Модели атомов химических элементов.
Модели молекул простых и сложных веществ
(шаростержневые и Стюарта - Бриглеба).
Коллекция простых и сложных веществ.
Некоторые вещества количеством 1 моль.

6

1

3

Тема 1.2.
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов
Д. И. Менделеева и строение атома.

Модель молярного объема газов.
Аллотропия фосфора, кислорода, олова.
Содержание учебного материала:
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И.
Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в
формулировке Д.И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов —
графическое отображение периодического закона. Структура
периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы
(главная и побочная).
Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева.
Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и
электронная оболочка.
Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов
малых периодов. Особенности строения электронных
оболочек атомов элементов больших периодов (переходных
элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали.
Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка Периодического закона. Значение
Периодического закона и Периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и
понимания химической картины мира.
Демонстрации
Различные формы Периодической системы химических
элементов
Д.И. Менделеева.
Динамические таблицы для моделирования
Периодической системы. Электризация тел и их
взаимодействие.
Лабораторная работа: Моделирование построения
Периодической таблицы химических элементов.

6

1

2

2

Содержание учебного материала:

4

Тема1.3. Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из
атомов в результате процесса окисления. Анионы, их
образование из атомов в результате процесса восстановления.
Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет
электростатического притяжения. Классификация ионов: по
составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные
кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом
кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования
ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный).
Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная
связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и
атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с
молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая
решетка и металлическая химическая связь. Физические
свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь.
Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход
вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ.
Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и
массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе.
Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация
дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой:
кальцита, галита.

10

1

Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода),
алмаза, графита (или кварца).
Приборы на жидких кристаллах.
Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий,
аэрозолей, гелей и золей.
Коагуляция.
Синерезис.
Эффект Тиндаля.
Лабораторная работа:
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со
свойствами дисперсных систем.
Содержание учебного материала:

5

Тема 1.4.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель.
Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные,
пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов,
жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и
неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы
электролитической диссоциации для веществ с различными
типами химической связи. Гидратированные и
негидратированные ионы. Степень электролитической
диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные
положения теории электролитической диссоциации. Кислоты,
основания и соли как электролиты.
Демонстрации
Растворимость веществ в воде.
Собирание газов методом
вытеснения воды. Растворение в

2

2

12

1

воде серной кислоты и солей
аммония. Образцы
кристаллогидратов. Изготовление
гипсовой повязки.
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на
предмет диссоциации. Зависимость степени
электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.
Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости.
Иониты.
Образцы минеральных вод различного назначения.
Практическая работа:
Приготовление раствора заданной концентрации.

6

Тема 1.5.
Классификация неорганических соединений и их
свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их
классификация по различным признакам. Химические
свойства кислот в свете теории электролитической
диссоциации. Особенности взаимодействия
концентрированной серной и азотной кислот с металлами.
Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их
классификация по различным признакам. Химические
свойства оснований в свете теории электролитической
диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований.
Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние,
кислые и основные. Химические свойства солей в свете
теории электролитической диссоциации. Способы получения
солей.
Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и

8

3

14

1

несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и
кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени
окисления образующего его металла. Химические свойства
оксидов. Получение оксидов.
Демонстрации
Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот
с металлами. Горение фосфора и растворение продукта
горения в воде. Получение и свойства амфотерного
гидроксида.
Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый
гидролиз солей различного типа.
Лабораторная работа:
Испытание растворов кислот индикаторами.
Взаимодействие металлов с кислотами.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями.
Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами.
Взаимодействие щелочей с солями.
Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами.
Взаимодействие солей друг с другом.
Гидролиз солей различного типа.
Демонстрации
Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот
с металлами. Горение фосфора и растворение продукта
горения в воде. Получение и свойства амфотерного
гидроксида.
Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый
гидролиз солей различного типа.
Контрольная работа

4

2

2

3

II семестр
7

Тема 1.6.
Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения,
разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции.
Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и
гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические
реакции. Тепловой эффект химических реакций.
Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень
окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и
окисление. Метод электронного баланса для составления
уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости
химических реакций. Зависимость скорости химических
реакций от различных факторов: природы реагирующих
веществ, их концентрации, температуры, поверхности
соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и
необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его
смещения.
Демонстрации
Примеры необратимых реакций, идущих с образованием
осадка, газа или воды.
Зависимость скорости реакции от природы реагирующих
веществ.
Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами
тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.
Модель кипящего слоя.
Зависимость скорости химической реакции от присутствия
катализатора на примере разложения пероксида водорода с
помощью диоксида марганца и каталазы.
Модель электролизера.
Модель электролизной ванны для получения алюминия.

10

1

Модель колонны синтеза аммиака.
Лабораторная работа:
Реакция замещения меди железом в растворе медного
купороса.
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с
металлами от их природы.
Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной
кислотой от ее концентрации.

4

2

16

1

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с
серной кислотой от температуры.

8

Тема 1.7.
Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов.
Физические свойства металлов. Классификация металлов по
различным признакам. Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии.
Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия.
Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы —
простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их
положения в периодической системе. Окислительные и
восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их
положения в ряду электроотрицательности.
Демонстрации
Коллекция металлов.
Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и
алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором,
горение железа в хлоре).
Горение металлов.

Алюминотермия.
Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора,
угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их
солей более активными галогенами.
Модель промышленной установки для производства серной
кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции
продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора,
фаянса, цемента различных марок и др.).
Лабораторная работа:
Закалка и отпуск стали.
Ознакомление со структурами серого и белого чугуна.
Распознавание руд железа.

2

2

Практическая работа:
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач.
Контрольная работа

8

3

2

3

4

1

Раздел 2. Органическая химия-38ч

9

Тема 2.1.
Основные понятия органической химии и теория
строения органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и
синтетические органические вещества. Сравнение
органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения
атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М.
Бутлерова. Основные положения теории химического
строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и
модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация

веществ по строению углеродного скелета и наличию
функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала
номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции
присоединения (гидрирования, галогенирования,
гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления
(дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации).
Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Демонстрации
Модели молекул гомологов и изомеров органических
соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и
хлора в молекулах органических соединений.

10

Тема 2.2.
Углеводороды и их природные источники

Лабораторная работа:
Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

2

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и
номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана,
этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование.
Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана,
деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд,
изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства
этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание
бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация,
полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с
двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические
свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной
воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и
синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение,

10

1

обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода
и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение,
реакции
замещения
(га-логенирование,
нитрование).
Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ:
состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти.
Нефтепродукты.
Демонстрации
Горение метана, этилена, ацетилена.
Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам
перманганата калия и бромной воде.
Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена
— гидролизом карбида кальция.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов
разложения на непредельность.
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция
«Каменный
уголь
и
продукция
коксохимического
производства».

11

Тема 2.3.
Кислородсодержащие органические соединения

Лабораторная работа:
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее
переработки.
Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из
резины.

2

2

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и
гидратацией этилена. Гидроксильная группа как
функциональная. Понятие о предельных одноатомных
спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с

8

1

натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление
в альдегид. Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия для организма человека и
предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное
влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с
гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола
на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как
функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в
соответствующую кислоту, восстановление в
соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением
соответствующих спиртов. Применение формальдегида на
основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах.
Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический
ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение
карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические
свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными
кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной
кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на
примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров
реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их
значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров.
Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование
жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды

(глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды
(крахмал и целлюлоза).
Глюкоза-вещество с двойственной функцией -альдегидоспирт.
Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую
кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение.
Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере
взаимопревращений: глюкоза <-» полисахарид.
Демонстрации
Окисление спирта в альдегид.
Качественные реакции на многоатомные спирты.
Растворимость фенола в воде при обычной
температуре и нагревании. Качественные реакции на
фенол.
Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы.
Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью
гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал.
Коллекция эфирных масел.
Лабораторная работа:
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с
гидроксидом меди (II).
Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами
минеральных кислот.
Доказательство непредельного характера жидкого жира.
Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II).
Качественная реакция на крахмал.

12

Тема 2.4.
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их
классификация и номенклатура. Анилин как органическое
основание. Получение анилина из нитробензола. Применение
анилина на основе свойств.

2

2

16

1

Аминокислоты.
Аминокислоты
как
амфотерные
дифункциональные органические соединения. Химические
свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная
связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе
свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков.
Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз,
цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации
и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные
пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные
представители химических волокон.
Демонстрации
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
Реакция анилина с бромной водой.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах
аминокислот.
Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков.
Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Лабораторная работа:
Растворение белков в воде.
Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне.
Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом,
растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.
Практическая работа:
Решение экспериментальных задач на идентификацию
органических соединений.
Распознавание пластмасс и волокон.

2

2

6

3

Контрольная работа
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2
114

3

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете №41,
(кабинета биологии, кабинета химии, кабинета экологии, кабинета естествознания,
кабинета географии).
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся – 30 мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по химии;
- Постоянные и сменные стенды:
«Природа-это то, что мы оставляем детям»,
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»»,
«Готовимся к экзаменам»,
«Уголок лаборанта»,
«Классификация веществ»,
«Растворимость солей, кислот, оснований в воде»,
«Уголок по охране труда»,
«Портреты великих ученых»;
-натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и
ученического эксперимента;
- реактивы;
- вспомогательное оборудование и инструкции;
- библиотечный фонд.
- Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением; электронный
образовательный ресурс «Химия» для профессий и специальностей технического
профиля;
мультимедийный проектор;
экран;
интерактивная доска;
сканер.

- Дидактический материал:
карточки-задания;
тестовые задания по темам.

Перечень рекомендуемых учебных изданий
Для студентов
Основные источники:
Г.Е. Рудзитис. Химия 10кл. базовый уровень. Издательство Москва «Просвещение»
2019.
Г.Е Рудзитис. Химия 11кл. базовый уровень. Издательство Москва «Просвещение»
2019.
Н.Э. Варавва. Химия в схемах, терминах, таблицах. Феникс 2015
Ю.М. Ерохин Химия для профессий и специальностей технического профиля
Академия 2015
Ю.М. Ерохин Химия. Задачи и упражнения Академия 2015
Дополнительная литература:
В.С. Насонова Химия в таблицах 8-11кл. Дрофа 2014
Н.А. Касатикова Химия в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов Принт
С-П 2014
Н.А. Капылова Химия и биология в таблицах и схемах. Феникс 2014
П. Рубинов Химия полный курс 8-11кл. Питер 2014
Д.Ю. Добротин Химия 10 кл Диагностические итоговые работы для оценки качества.
Интеллект 2014.
Р.А. Лидин Химия. Справочник для шк. и поступающих в вузы. Аст пресс 2014
А.С. Егоров Репетитор по химии Феникс 2015
В.Н. Дороньков Химия подготовка к ЕГЭ книга 2 Легион 2014
Н.П. Троекурова Химия поурочные разработки по химии 11 кл учебникам
Вако 2014.
Гузей Л.С., Химия (базовый уровень) 10 кл Дрофа 2002.
Гузей Л.С. Химия (базовый уровень) 11 кл Дрофа 2002.
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных

стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
Интернет-ресурсы

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников). www. chem. msu. su
(Электронная библиотека по химии). www.enauki.ru (интернет-издание для учителей
«Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
Электронно-библиотечная система Издательство Лань 2016
Электронные учебно-методические комплексы
• Договор101 НЭБ 3689 о подключении к НЭБ и о предоставлении доступа к
объектам НЭБ г. Москва от 25.04.2018 г. до 25.04.2023 г. («национальная
электронная библиотека» ФГБОУ «Российская государственная библиотека» РГБ.
• Договор №79 об использовании информационной системы «Электронная
библиотека Национальной библиотеки РС(Я)» в образовательной организации» от
20 апреля 2018г. ( в течение 1 года).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечиваются печатными и (или) электронными образовательными ресурсами,
адаптированными к ограничениям их здоровья.

Организация образовательного процесса
Учебная дисциплина ОДБ.06 Химия включает разделы: «Общая и неорганическая
химия»; «Органическая химия».
Перед изучением каждого раздела проводятся обзорные занятия. В процессе
изучения предмета студентам следует привить навыки пользования учебниками,
учебными пособиями, химическими реактивами; компьютерными программными
комплексами.

При

изучении

материала

предмета

применяются

современные

интерактивные методы, технические средства обучения и наглядные пособия.

Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация примерной рабочей программы учебной дисциплины ОДБ.06 Химия
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими профессиональное высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины..

Преподаватели, ведущие образовательную деятельность, должны регулярно, не
менее 1 раза в 3 года, повышать свою квалификацию по профилю преподаваемой

2002.
Психолог,
социальный
педагог.

О. – 44
П. – 38
д.у. – 5

Условия привлечения к
педагогической
деятельности (штатный
работник, внутренний
совместитель, внешний

Академия
психологии и
предпринимате
льства, Санкт
Петербург,

Высшая

Сведения о повышении
квалификации

Высшее
ЯГУ
БГФ БО, 1985
Биолог.
Преподаватель
химии,
биологии.

Стаж педагогической
работы

Горохова
Мария
Ивановна
преподаватель

Ученая степень, ученое
(почетное) звание,
квалификационная
категория

Фамилия, имя, отчество,
должность по штатному
расписанию

ОДБ.06
Химия

Какое образовательное
учреждение окончил,
специальность
(направление подготовки)
по документу об
образовании

наименование
дисциплины в
соответствии с учебным
планом

дисциплины, на курсах повышения квалификации или переподготовки.

ООО “Инфоурок” г.
Смоленск
“Современные
образовательные
технологии в
преподавании химии с
учетом ФГОС”, 72 ч.,
11.04-09.05.2018 г.
Удостоверение №16332
ПК 00016464

штатн
ый

Повышение
квалификации с 11
февраля 2019 г. по 09
марта 2019 г. ООО
«Инфоурок».
«Основы предмета
«Экология» в
соответствии с
требованиями ФГОС
СОО» в обьеме 108
часов, г. Смоленск.
Повышение
квалификации с 30 мая
2019 года по 30 октября
2020 года. ООО «Центр
инновационного
образования и
воспитания», по
программе повышения
квалификации
«Организация защиты
детей от видов
информации,
распространяемой
посредством сети
«Интернет»,
причиняющий вред
здоровью и (или)
развитию детей, а также
не соответствующей
задачам образования, в
образовательных
организациях», в
обьеме 16 часов,
г.Саратов.
Повышение
квалификации с 23

апреля 2020 года 25
апреля 2020 года,
ГБПОУ РС (Я)
«Якутский
индустриальнопедагогический
колледж», по
дополнительной
программе
«Организация учебного
процесса в
дистанционном
формате»
в обьеме 16 часов.
Повышение
квалификации с 30
марта 2020 года по 10
мая 2020 года, ГАУ
ДПО РС(Я) «ИРПО» по
дополнительной
программе
«Информационные и
коммуникационные
технологии в СПО», в
обьеме 24 часа.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Оценка качества освоения настоящей Программы включает в себя текущий
контроль знаний в форме устных опросов на лекциях и практических занятиях,
выполнения контрольных работ (в письменной форме) и самостоятельной работы (в
письменной или устной форме);
Для текущего контроля разработан фонд оценочных средств, предназначеный
для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки. Фонд
оценочных средств включает средства поэтапного контроля формирования
компетенций:
вопросы для проведения устного опроса на лекциях и практических занятиях;
задания для самостоятельной работы (составление рефератов по темам примерной
программы);
вопросы и задания к контрольной работе;
тесты для контроля знаний; практические занятия.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Характеристика основных видов
деятельности студентов (на уровне
учебных действий)

Важнейшие химические понятия

Умение давать определение и
оперировать следующими химическими
понятиями: вещество, химический
элемент, атом, молекула, относительные
атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность,
степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем газообразных веществ,
вещества молекулярного и
немолекулярного строения, растворы,
электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление
и восстановление, тепловой эффект
реакции, скорость химической реакции,
катализ, химическое равновесие,
углеродный скелет, функциональная
группа, изомерия, гомология.

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения
массы веществ и постоянства состава
веществ. Установка причинноследственной связи между содержанием
этих законов и написанием химических
формул и уравнений. Установка
эволюционной сущности менделеевской
и современной формулировок
периодического закона Д. И. Менделеева.
Объяснение физического смысла
символики периодической таблицы
химических элементов Д. И. Менделеева
(номеров элемента, периода, группы) и
установка причинно-следственной связи
между строением атома и
закономерностями изменения свойств
элементов и образованных ими веществ в
периодах и группах. Характеристика
элементов малых и больших периодов по
их положению в Периодической системе
Д. И. Менделеева

Основные теории химии

Установка зависимости свойств
химических веществ от строения атомов
образующих их химических элементов.
Характеристика важнейших типов
химических связей и относительности
этой типологии. Объяснение зависимости
свойств веществ от их состава и строения
кристаллических решеток. Формулировка
основных положений теории
электролитической диссоциации и
характеристика в свете этой теории
свойств основных классов
неорганических соединений.
Формулировка основных положений
теории химического строения
органических соединений и
характеристика в свете этой теории
свойств основных классов органических
соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика состава, строения,
свойств, получения и применения
важнейших металлов (IА и II А групп,
алюминия, железа, а в естественнонаучном профиле и некоторых dэлементов) и их соединений.
Характеристика состава, строения,
свойств, получения и применения
важнейших неметаллов (VIII А, VIIА,
VIА групп, а также азота и фосфора,
углерода и кремния, водорода) и их
соединений. Характеристика состава,
строения, свойств, получения и
применения важнейших классов
углеводородов (алканов, циклоалканов,
алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее
значимых в народнохозяйственном плане
представителей. Аналогичная
характеристика важнейших
представителей других классов
органических соединений: метанола и
этанола, сложных эфиров, жиров, мыл,
альдегидов (формальдегидов и
ацетальдегида), кетонов (ацетона),
карбоновых кислот (уксусной кислоты,
для естественно-научного профиля
представителей других классов кислот),
моносахаридов (глюкозы), дисахаридов
(сахарозы), полисахаридов (крахмала и

целлюлозы), анилина, аминокислот,
белков,
Химический язык и символика

Использование в учебной и
профессиональной деятельности
химических терминов и символики.
Название изученных веществ по
тривиальной или международной
номенклатуре и отражение состава этих
соединений с помощью химических
формул. Отражение химических
процессов с помощью уравнений
химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических
процессов. Классификация химических
реакций по различным признакам: числу
и составу продуктов и реагентов,
тепловому эффекту, направлению, фазе,
наличию катализатора, изменению
степеней окисления элементов,
образующих вещества. Установка
признаков общего и различного в
типологии реакций для неорганической и
органической химии. Классифицикация
веществ и процессов с точки зрения
окисления-восстановления. Составление
уравнений реакций с помощью метода
электронного баланса. Объяснение
зависимости скорости химической
реакции и положения химического
равновесия от различных факторов

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в
полном соответствии с правилами
безопасности. Наблюдение, фиксация и
описание результатов проведенного
эксперимента

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска
химической информации с
использованием различных источников
(научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета). Использование
компьютерных технологий для обработки
и передачи химической информации и ее
представления в различных формах

Расчеты по химическим формулам и
уравнениям

Установка зависимости между
качественной и количественной
сторонами химических объектов и
процессов. Решение расчетных задач по
химическим формулам и уравнениям

Профильное и профессионально
значимое содержание

Объяснение химических явлений,
происходящих в природе, быту и на
производстве. Определение
возможностей протекания химических
превращений в различных условиях.
Соблюдение правил экологически
грамотного поведения в окружающей
среде. Оценка влияния химического
загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые
организмы. Соблюдение правил
безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами, лабораторным
оборудованием. Подготовка растворов
заданной концентрации в быту и на
производстве. Критическая оценка
достоверности химической информации,
поступающей из разных источников

Умения и знания, определенных в программе
Наименование объектов
контроля и оценки
Знать:

Основные показатели оценки результата
•

Верное определение сущности и понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и молекулярная масса,
ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный
объем газообразных веществ, растворы,
электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление,
тепловой эффект реакции, скорость химической
реакции, катализ, химическое равновесие,
функциональная группа, изомерия, гомология;

•

Верная характеристика понятия вещество,
химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и молекулярная масса,
ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный
объем газообразных веществ, растворы,
электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление,
тепловой эффект реакции, скорость химической
реакции, катализ, химическое равновесие,
функциональная группа, изомерия, гомология;

•

Соответствие характеристики: вещество,
химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и молекулярная масса,
ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный
объем газообразных веществ, растворы,
электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление,
тепловой эффект реакции, скорость химической
реакции, катализ, химическое равновесие,
функциональная группа, изомерия, гомология;

•

Верное определение сущности и понятия
основных законы химии: сохранения массы
веществ, постоянства состава веществ,
Периодический закон Д.И. Менделеева.

•

Верная характеристика основных законы химии:

З 1. Важнейшие химические
понятия:

З 2. Основных законы химии:
сохранения массы веществ,
постоянства состава веществ,
Периодический закон Д.И.
Менделеева.

•

З 3. Основные теории химии:
химической связи,
электролитической
диссоциации, строения
органических и
неорганических соединений.

З 4. Важнейшие вещества и
материалы: важнейшие
металлы и сплавы; серная,
соляная, азотная и уксусная
кислоты; благородные газы,
водород, кислород, галогены,
щелочные металлы;основные,
кислотные и амфотерные
оксиды и гидроксиды,
щелочи, углекислый и
угарный газы, сернистый газ,
аммиак, вода, природный газ,
метан, этан, этилен, ацетилен,
хлорид натрия, карбонат и
гидрокарбонат натрия,
карбонат и фосфат кальция,
бензол, метанол и этанол,
сложные эфиры, жиры, мыла,
моносахариды (глюкоза),
дисахариды (сахароза),
полисахариды (крахмал и
целлюлоза), анилин,
аминокислоты, белки,
искусственные и
синтетические волокна,
каучуки, пластмассы.

сохранения массы веществ, постоянства состава
веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева.
Соответствие характеристики: основных законы
химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава веществ, Периодический закон Д.И.
Менделеева

•

Верное определение сущности и понятия
основных теорий химии: химической связи,
электролитической диссоциации, строения
органических и неорганических соединений.

•

Верная характеристика основных теорий химии:
химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических и
неорганических соединений.

•

Соответствие характеристики: основные теории
химии: химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических и
неорганических соединений.

•

Верное определение сущности и понятия:
важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; благородные газы,
водород, кислород, галогены, щелочные
металлы;основные, кислотные и амфотерные
оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и
угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода,
природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен,
хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия,
карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и
этанол, сложные эфиры, жиры, мыла,
моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза),
полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин,
аминокислоты, белки, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

•

Верная характеристика:
важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; благородные газы,
водород, кислород, галогены, щелочные металлы;
основные, кислотные и амфотерные оксиды и
гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы,
сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан,
этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и
гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция,
бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры,
мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды
(сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза),

анилин, аминокислоты, белки, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы
•

Соответствие характеристики:
важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; благородные газы,
водород, кислород, галогены, щелочные металлы;
основные, кислотные и амфотерные оксиды и
гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы,
сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан,
этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и
гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция,
бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры,
мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды
(сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза),
анилин, аминокислоты, белки, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы

Уметь:
У 1.Умение называть
изученные вещества по
тривиальной или
международной
номенклатуре.

•

Верное определение изученных веществ по
тривиальной или международной номенклатуре.

•

Грамотное применение полученных знаний.

У 2.Умение определять
валентность и степень
окисления химических
элементов, тип химической
связи в соединениях, заряд
иона, характер среды в
водных растворах
неорганических и
органических соединений,
окислитель и
восстановитель,
принадлежность веществ к
разным классам
неорганических и
органических соединений.

•

Верное определение валентности и степени
окисления химических элементов, типа
химической связи в соединениях, заряда иона,
характера среды в водных растворах
неорганических и органических соединений,
окислитель и восстановитель, принадлежности
веществ к разным классам неорганических и
органических соединений.

•

Рациональное распределение времени на все
этапы изучение тем.

У 3.Умение характеризовать
элементы малых периодов по
их положению в
Периодической системе Д.И.
Менделеева; общие
химические свойства
металлов, неметаллов,

•

Верная характеристика элементов малых
периодов по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева; общих химических
свойств металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений;
строение и химические свойства изученных
неорганических и органических соединений.

основных классов
неорганических и
органических соединений;
строение и химические
свойства изученных
неорганических и
органических соединений.

У 4.Умение выполнять
химический эксперимент по
распознаванию важнейших
неорганических и
органических соединений.

У 5.Умение решать
расчетные задачи по
химическим формулам и
уравнениям.

•

Грамотное определение свойств элементов малых
периодов по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева; общих химических
свойств металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений;
строение и химические свойства изученных
неорганических и органических соединений.

•

Рациональное распределение времени на все
этапы изучение тем.

•

Верное выполнение химических экспериментов
по распознаванию важнейших неорганических и
органических соединений.

•

Соответствие выбора методов определения
химических экспериментов по распознаванию
важнейших неорганических и органических
соединений.

•

Рациональное распределение времени на все
этапы эксперимента.

•

Верное решение расчетных задач по химическим
формулам и уравнениям.

•

Соответствие выбора способа решения расчетных
задач по химическим формулам и уравнениям.

Шкала оценки образовательных достижений
Оценка уровня подготовки
Процент результативности
(сумма баллов)

оценка
компетенций
обучающихся

оценка уровня
освоения дисциплин;

90 ÷ 100

высокий

отлично

70 ÷ 89

повышенный

хорошо

50 ÷ 69

пороговый

удовлетворительно

менее 50

допороговый

неудовлетворительно

Разработчик:
преподаватель химии ______________________________ Горохова М.И.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».