Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

ОДБ.05 ОБЖ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_________________ С.В. Иванова
«_____» __________ 2021 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.05. Основы безопасности жизнедеятельности
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных
систем жилищно-коммунального хозяйства

Квалификации:
Слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным сетям

1

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 08.01.26
Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального
хозяйства, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259), на основе Примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной программы для
реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №
3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ
«ФИРО»).
Организация – разработчик:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РС (Я) «Якутский промышленный техникум им. Т.Г.
Десяткина», г. Якутск.
Разработчик:
Тимофеев С.С., преподаватель «Основы безопасности жизнедеятельности».

РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии строителей
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель ПЦК
________________Корнилова Л.Р.

ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом ГАПОУ РС(Я) ЯПТ
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель МС
___________________Филиппов М.И.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

8

ОСВОЕНИЯ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

3

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.05. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы по профессии 08.01.14. Монтажник санитарно-технических
систем и оборудований.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности
в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные
образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных
проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой
профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена
(ППКРС, ППССЗ).
1.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
−− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних
и внутренних угроз;
−− готовность к служению Отечеству, его защите;
−− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
−− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
−− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
−− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• метапредметных:

−− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
−− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать
результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
−− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
−− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
−− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
−− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
−− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
−− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
−− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения
и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
−− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное
решение в различных ситуациях;
−− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
7
приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных
с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
−− формирование установки на здоровый образ жизни;
−− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать
необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
−− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно
важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
−− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
5

−− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
−− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
−− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
−− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
−− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
−− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
−− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
−− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:
законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав
и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения
службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
−− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
−− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных
видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях
и их профилактике;__
Освоение учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой
эффективного выполнения профессиональных задач.

для

ОК 6

информационно-коммуникационные
технологии
в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 5

Использовать

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
консультации
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

Количество
часов
72
72

50

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОДБ.05 « Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
1
Тема:
Обеспечение
личной
безопасности
повседневной
жизни

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
1. Содержание учебного материала
1 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
криминогенного характера, в профессиональной деятельности и быту. Терроризм как
в
серьезная угроза безопасности России. Пожарная безопасность.
Лабораторные занятия

Тема: 2.
Государственная
система
обеспечения безопасности
населения.

Количество
часов
3
5

Уровень
освоения
4
1,2,3

Практические занятия Проблемные ситуации в быту
10
Проблемные ситуации в профессиональной деятельности
Правила поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из
горящего здания – проблемная ситуация.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся по теме «Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни
Содержание учебного материала
1 Взаимодействие служб для обеспечения
комплексной защиты граждан.
Лабораторные занятия
Практические занятия
Последовательность действий при чрезвычайных
техногенного характера.

5
1, 2, 3

6
ситуациях

террористического

и

Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся по теме «Государственная система обеспечения безопасности населения»
Тема 3.
Содержание учебного материала
5
Основы обороны 1 Основы военной службы и обороны государства. Структура ВС РФ. Документы для
государства
и
военнослужащих. Призыв на военную службу. Виды военной службы. Военно-учетные
воинская
обяспециальности. Бесконфликтное общение и саморегуляции в условиях военной службы.
занность
Лабораторные занятия

1, 2, 3

Тема 4.
Основы
медицинских
знаний.

Практические занятия
30
- Отработка практических навыков пользования противогазом
- Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной службы
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся по теме «Основы военной службы»
Содержание учебного материала
7
1 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Правила и способы
транспортировки пострадавших.
Лабораторные занятия;
Практические занятия
Оказание первой помощи пострадавшим: а) остановка кровотечения, правила наложения 4
жгута и давящей повязки; б) при травмах опорно-двигательного аппарата; в) при черепномозговой травме, травме груди, таза и позвоночника
Оказание первой помощи: а) при острой сердечной недостаточности; б) при инсульте; в)
правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких; г)
правила и способа транспортировки пострадавших
Оказание первой помощи: а) при отравлении газами, пищевыми продуктами, средствами
бытовой химии, лекарствами; б) при утоплении и удушении; в) при тепловом и солнечном
ударе, обморожении.

Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся по теме «Основы медицинских знаний»
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены)
Всего:

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины ОДП.01. Основы безопасности жизнедеятельности,
реализуется в учебном кабинете основ безопасности жизнедеятельности №11.
Оборудование учебного кабинета:
- доска
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
комплект
учебно-наглядных
пособий
по
предмету:
«Безопасность
жизнедеятельности»;
- противогазы, респираторы, противопыльно-тканевые маски;
- пневматические винтовки, учебный автомат Калашникова;
- аптечки, аптечка АИ, шины, перевязочные средства, покрывала от охлаждения,
подручный материал для шинирования конечностей.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.
Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности» Издательство 10-е
стереотипное, Регистрационный номер рецензии 548 от 29.07.2016г.
Москва
«Академия» 2015г.
2.
Косолапов Н.В, Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности»
Регистрационный номер рецензии №544 от 20.12.2013г ФГАУ «ФИРО»
КНОРУС. МОСКВА. 2015г.
3. Хван Т.А, Хван П.А, «Безопасность жизнедеятельности» издание 11-е
Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2018г
4. Маслов В.М, , «Безопасность жизнедеятельности»
Москва ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК ИНФРА-М 2016г.
5. Смирнов А.Т, Хренников Б.О. Учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Учебник для общеобразовательных учреждений (10кл) , 5-е издание, переработанное
Москва «Просвещение» 2017г г.,
Дополнительные источники:
1. Вишняков Я.Д. «Основы противодействия терроризму» Учебное пособие.
М..., ОИЦ «Академия» 2012 г.
2. Михайлов Л.А. «Криминальные опасности и защита от них» Учебное пособие.
М..., ОИЦ «Академия» 2010 г.
Конституция РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «Общевоинские
уставы»,
набор плакатов по ГО,
текст военной присяги,
стенды «ордена России», воинские звания и знаки различия, военные формы одежды.
Интернет-ресурс: Безопасность жизнедеятельности
www.e.lanbook.com (Доступ к коллекции «Инженерно-технические науки
Издательство Лань» ЭБС «Издательства Лань».

Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация рабочей программы учебной дисциплины ОДБ.05. Основы
безопасности

жизнедеятельности

должна

обеспечиваться

педагогическими

кадрами, имеющими профессиональное высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины.
Преподаватели,

ведущие

образовательную

деятельность,

должны

регулярно, не менее 1 раза в 3 года, повышать свою квалификацию по профилю
преподаваемой
переподготовки.

дисциплины,

на

курсах

повышения

квалификации

или

ОБЖ.

Емельянов
Федот
Михайлович
преподавате
ль

Высшее
СВФУ
Физическая
культура и
спорт

Соответ О. – 4
ствие
П. – 4
занимае- д.у. – 4
мой
должнос
ти

25-30.11.2013.
курс ФГАОУ
ВПО СВФУ
(72)ч № 705
по теме;
Современная
система
физического
воспитания и
преподавания.
15-23.06.2015.
курс (72)ч
№7704000010
78. п
Гравский
Берег.

Условия привлечения
к педагогической
деятельности
(штатный работник,
внутренний

Сведения о
повышении
квалификации

квалификационная
Стаж педагогической
категория
работы

Какое
образовательное
учреждение окончил,
специальность
(направление
по
подготовки)
Ученая степень,
об
документу
ученое (почетное)
образовании
звание,

Фамилия, имя,
отчество, должность
по штатному
расписанию

наименование
дисциплины в
соответствии с
учебным планом
ОДБ.05.

Штатны
й
работни
к

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Оценка качества освоения настоящей Программы включает в себя текущий
контроль знаний в форме устных опросов на лекциях и практических занятиях,
выполнения контрольных работ (в письменной форме) и самостоятельной работы (в
письменной или устной форме);
Для текущего контроля разработан фонд оценочных средств, предназначенный
для
определения
соответствия
(или
несоответствия)
индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки. Фонд
оценочных средств включает средства поэтапного контроля формирования
компетенций:
вопросы для проведения устного опроса на лекциях и практическихзанятиях;
задания для самостоятельной работы (составление рефератов по темам
примерной программы);
вопросы и задания к контрольнойработе;
тесты для контроля знаний; практические занятия.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.

Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
организовывать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты
от оружия массового поражения; применять первичные
средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной
профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессии;
владеть
способами
бесконфликтного
отношения
и
саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
Знания:
принципы обеспечения устойчивости объекта экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях,
в т.ч. в условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороногосударства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения
при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном порядке; основные виды
вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих
на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений,
в
которых
имеются
военно-учетные
специальности, родственные профессиям НПО;
область применения получаемых профессиональных знаний
при исполнения обязанностей военной службы.

Основные показатели оценки результата.
Зачет, самостоятельная работа
Зачет, самостоятельная работа
Практическое занятие
зачет
Зачет по самостоятельным работам

Практическое занятие
Практическое занятие
Тесты

Практическое знания
Тесты
Тесты
Практическое занятие
Тесты

Индивидуальное задание

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент
результативности (сумма
баллов)

Оценка уровня подготовки
оценка
компетенций
обучающихся

оценка уровня
освоения дисциплин;

90 %÷ 100%

высокий

отлично

70% ÷ 89%

повышенный

хорошо

50% ÷ 69%

пороговый

удовлетворительно

менее 50%

допороговый

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок
индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией
определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и
общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.

Разработчик:
Преподаватель ОБЖ: _________________Тимофеев С.С.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».