Счетчик посещений ГАПОУ РС(Я) ЯПТ им. Т.Г Десяткина

ОДБ.02Литература

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский промышленный техникум имени Т.Г.Десяткина»

УТВЕРЖДАЮ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УР
_________________ С.В. ИВАНОВА
«_____» __________ 20 ___ Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
среднего профессионального образования
по профессии
ПО ПРОФЕССИИ 08.01.26 МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ
ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

КВАЛИФИКАЦИИ:
СЛЕСАРЬ-САНТЕХНИК,
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК ПО ОСВЕЩЕНИЮ И ОСВЕТИТЕЛЬНЫМ СЕТЯМ

ЯКУТСК 2021

1

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины « Литература»
разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего
профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и
обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства , в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Литература», рекомендованной Федеральным государственным автономным
учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в
качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер
рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Организация – разработчик:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение РС (Я) «Якутский промышленный техникум», г. Якутск.
Разработчик:
Яковлева Ольга Михайловна, преподаватель русского языка и литературы

РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии строителей
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель ПЦК
________________ Корнилова Л.Р.

ОДОБРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом ГАПОУ РС(Я) ЯПТ
Протокол № ___ от ________ 2021 г.
Председатель МС
___________________Филиппов М.И.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО 08.01.26 Мастер
по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 «Литература» ориентирована на
достижение следующих целей:
• освоение знаний о современном состоянии развития литературы;
• знакомство с наиболее важными достижениями русской литературы;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного
содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной научнопопулярной литературы;
• развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в
ходе проведения простейших наблюдений исследований, анализа явлений, восприятия
и интерпретации литературной и общекультурной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и
использования достижений русской литературы для развития цивилизации и
повышения качества жизни;
• применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной
жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования
современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В результате изучения учебной дисциплины ОДБ. 02 «Литература» обучающийся должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные
темы;

4

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной
русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
2.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 171 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 171 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём ОП
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекции, уроки
практическая работа обучающегося
Дифференцированный зачет

Объем часов
171
171
95
76

4

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
1
2
Раздел 1. Русская литература второй
половины XIX века
Тема
1.Русская
литература
второй Культурно-историческое развитие России середины XIX
половины XIX века
века, отражение его в литературном процессе. Феномен
русской литературы. Взаимодействие разных стилей и
направлений. Жизнеутверждающий и критический
реализм. Нравственные поиски героев. Литературная
критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
1.1. А.Н.
Островский. Сведения
из Социально-культурная новизна драматургии А.Н.
биографии.
Островского.
1.2.«Гроза». Символика грозы.
Самобытность замысла, оригинальность основного
характера, сила трагической развязки в судьбе героев
драмы.
1.3.Образ Катерины — воплощение лучших Конфликт романтической личности с укладом жизни,
качеств женской натуры.
лишенной народных нравственных основ.
«Лес».* Своеобразие конфликта и система образов в
комедии. Символический смысл названия. Сатирическое
изображение жизни пореформенной России. Тема
бескорыстия и корысти в пьесе. Тема искусства и
образы актеров. Развитие темы«горячего сердца» в
пьесе. Идеалы народной нравственности в драматургии
Островского. «Бесприданница».*
Трагическая
значимость названия. Развитие темы гибельности
красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы
искушения, человека-вещи, блеска, одиночества в драме.
Образ Паратова. Эволюция женского образа у
Островского (Катерина–Лариса). Характеры «хозяев
жизни».
Экранизация
драмы
А.Островского «Бесприданница».
Полемика
вокруг
финала драмы «Бесприданница» в театре и кино (для
самостоятельного чтения). Комедии Островского «Свои

Объем Уровень
часов освоения
3

4

47
1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

6

люди – сочтемся»,«На всякого мудреца довольно
простоты»,«Бешеные деньги»* (одна из комедий по
выбору учителя и учащихся). Н.А. Добролюбов, Д.И.
Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».
2.И.С. Тургенев. Сведения из биографии.
Сведения из биографии.
1
2.1.«Отцы
и
дети».
Временной
и Особенности композиции романа.
1
всечеловеческий смысл названия и основной
конфликт романа.
2.2.Базаров в системе образов. Образ Базарова. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия 1
на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).
Нравственная
проблематика
романа
и
ее
общечеловеческое значение.
2.4.Тема любви в романе.
Особенности поэтики Тургенева.
1
2.5.Роль пейзажа в раскрытии идейно- Авторская позиция в романе.
1
художественного замысла писателя.
2.6.Значение
заключительных
сцен Авторская
позиция
в
романе.
Своеобразие 2
романа. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, художественной манеры Тургенева-романиста.
Н. Страхов, М. Антонович).
3.Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.
Стихотворения:
«С
поляны
коршун 1
поднялся…»,«Полдень»,«Silentium»,«Видение»,«Тени
сизые
смесились…»,«Не
то,
что
мните
вы,
природа…»,«29-е января 1837»,«Я лютеран люблю
богослуженье»,«Умом Россию не понять…»,«О, как
убийственно мы любим», «Последняя любовь»,«Я очи
знал, – о, эти очи»,«Природа – сфинкс. И тем она
верней…»,«Нам не дано предугадать…»,
3.1.Философичность – основа лирики поэта.
Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно- 1
политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России
и ее будущего. Стихотворения: «С поляны коршун
поднялся…»,«Полдень»,«Silentium»,«Видение»,«Тени
сизые смесились…», «Природа – сфинкс. И тем она
верней…»
4.А.А. Фет. Сведения из биографии.
Стихотворения:«Облаком
1
волнистым…»,«Осень»,«Прости – и все забудь»,«Шепот,
робкое дыханье…»,«Какое счастье – ночь, и мы

2
2

2

2
2
2

2

2

2

7

одни...»,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще
майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью
живую…»,«На заре ты ее не буди...»,«Это утро, радость
эта…», «Еще одно забывчивое слово»,«Вечер» и др.
4.1.Поэзия как выражение идеала и красоты.
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы
поэтов. Слияние внешнего и внутреннего мира в его
поэзии. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
5.Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.
Стихотворения:
«Родина»,«Памяти
Добролюбова»,«Элегия»
(«Пускай
нам
говорит
изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Поэт и гражданин»,«Плач детей»,«ОМуза,
я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…»,
«Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам
войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.1.Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и Гражданский пафос лирики. Стихотворения: «В дороге»,
60-х–70-х годов
«Мы с тобой бестолковые люди»,«Тройка» Разнообразие
интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика..
5.3.Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.
5.4.Многообразие крестьянских типов.
Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.
5.5.Проблема счастья.
Сатирическое
изображение
«хозяев»
жизни.
Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.
5.6.Образ женщины в поэме. Образ «народного Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в
заступника» Гриши Добросклонова.
раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля.
Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими
образами.
6.Н.С. Лесков. Сведения из биографии
. Сведения из биографии
6.1.Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и
изображение этапов духовного пути личности (смысл
странствий главного героя). Концепция народного
характера.
6.2.Образ Ивана Флягина.
Тема трагической судьбы талантливого русского
человека. Смысл названия повести. Особенности
повествовательной манеры Н.С. Лескова.
7.Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. Сведения из биографии.
7.1.«Преступление и наказание»
Социальная и нравственно-философская проблематика

1

2

1

2

1

2

1
1
1

2
2
2

2

2

1
1

2
2

1

2

1
1

2
2

8

7.2.Теория «сильной личности».
7.3.Драматичность характера
Родиона Раскольникова.

и

судьбы

7.4.Сны Раскольникова
7.5.Эволюция идеи «двойничества».
8.Л.Н. Толстой. Жизненный
путь.

и

8.1.Духовные искания писателя.
значение творчества Л. Толстого.

творческий

Мировое

8.2.Роман-эпопея
«Война
и
мир».
Символическое значение «войны» и «мира».

8.3.Духовные искания Андрея Болконского,
Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

8.5«Мысль народная» в романе.

романа. Своеобразие жанра. Отображение русской
действительности в романе.
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху,
попранию высоких истин и нравственных ценностей.
Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д.
Писарев, В. Розанов* и др.). Теория литературы:
проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве
писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.
Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей
композиции романа.
Страдание и очищение в романе. Символические образы
в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения
авторской позиции в романе.
«Севастопольские рассказы».*Отражение перелома во
взглядах писателя на жизнь в севастопольский период.
Проблема истинного и ложного патриотизма в
рассказах.
Утверждение духовного начала в человеке. Обличение
жестокости войны. Особенности поэтики Толстого.
Значение« Севастопольских рассказов» в творчестве Л.
Н. Толстого. Мировое значение творчества Л. Толстого.
Л. Толстой и культура XX века.
Теория литературы: понятие о романе-эпопее.
Жанровое
своеобразие
романа.
Особенности
композиционной структуры романа. Художественные
принципы
Толстого
в
изображении
русской
действительности: следование правде, психологизм,
«диалектика души».
Авторский идеал семьи. Светское общество в
изображении
Толстого.
Развенчание
идеи
«наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
Светское общество в изображении Толстого. Осуждение
его бездуховности и лжепатриотизма.
Значение образа Платона Каратаева. Проблема народа и
личности.

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

9

8.6.Кутузов и Наполеон.

Картины войны 1812 года. Осуждение жестокости войны
в романе
8.8.Обзор творчества позднего периода
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина»,
«Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
9.А.П. Чехов. Сведения из биографии.
«Студент»,«Дома»*,«Ионыч», «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви»,«Дама с собачкой»*,«Палата
№ 6»,«Дом с мезонином».
9.1.Новаторство Чехова. Юмористические Своеобразие и всепроникающая сила чеховского
рассказы.
творчества. Художественное совершенство рассказов А.
П. Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в
журналах. Чехов – репортер. Пародийность ранних
рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых
форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
9.3.Комедия «Вишневый сад» – вершина Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса
драматургии Чехова.
современного общества. Своеобразие жанра. Жизненная
беспомощность героев пьесы. Расширение границ
исторического времени в пьесе. Символичность пьесы.
Чехов и МХАТ.
9.5.Роль А. П. Чехова в мировой драматургии Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).
театра.
Теория литературы: развитие понятия о драматургии
(внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль
авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.).
Своеобразие Чехова-драматурга
10.Зарубежная литература (обзор)
В. Шекспир «Гамлет».
О. Бальзак «Гобсек».Г. Флобер «Саламбо». Ш. Бодлер, А.
Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.
Практическая работа

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

Практическая работа по творчеству А.Н.Островского
Практическая работа по творчеству И.С.Тургенева
Практическая работа по творчеству И.А.Гончарова
Практическая работа по творчеству Ф.М.Достоевского
Практическая работа по творчеству Н.А.Некрасова
Практическая работа по творчеству Л.Н.Толстого
Практическая работа по творчеству А.П.Чехова

2
2
2
2
2
2
2

20

10

Практическая работа по творчеству М.Е. Салтыкова - 2
Щедрина
Практическая работа по творчеству А.Фета и 2
Ф.Тютчева
Контрольная работа
1
«Литература 19 века»
1
Самостоятельная работа
14
И.С. Тургенев. Для самостоятельного чтения: «Рудин», 2
«Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в
прозе.
И.А. Гончаров. Сведения из биографии.
5
«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи
Ильича как художественно- философский центр романа.
Обломов. Противоречивость характера. Штольц и
Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором
проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих
отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).
Постижение авторского идеала человека, живущего в
переходную эпоху.
Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова,
Д. Писарева, И. Анненского и др.).
Теория литературы: социально-психологический роман.
Уроки поэзии.*
4
А.Н. Майков. «И город вот опять! Опять сияет бал...»,
«Рыбная ловля», «Осень», «Пейзаж», «У мраморного
моря», «Ласточки».
А.А. Григорьев. «Вы рождены меня терзать...»,
«Цыганская венгерка», «Я ее не люблю, не люблю…»,
Цикл «Вверх по Волге».
Я.П. Полонский. «Солнце и Месяц», «Зимний путь»,
«Затворница»,
«Колокольчик»,
«Узница»,
«Песня
цыганки».
К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения
из сборника «Осетинская лира».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. 3

3

11

«История одного города» (обзор). (Главы:«Обращение к
читателю»,«Опись
градоначальникам»,«Органчик»,«Поклонение мамоне и
покаяние»,«Подтверждение покаяния»,«Заключение».)
Тематика и проблематика произведения. Проблема
совести
и
нравственного
возрождения
человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина.
Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и
гротеск как способы изображения действительности.
Своеобразие писательской манеры. Роль СалтыковаЩедрина в истории русской литературы. Теория
литературы: развитие понятия сатиры, понятия об
условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).
ГЛАВА II. Литература ХХ века.
Введение

61
Общая
характеристика
культурно-исторического 1
процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в
литературе. Неповторимость развития русской культуры.
Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен
русского меценатства. Традиции русской классической
литературы XIX века и их развитие в литературе XX
века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в
прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века.
Многообразие литературных течений (символизм,
акмеизм, футуризм), отражение в них идейнополитической борьбы первых послереволюционных лет.
Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам
литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и
дальнейших путях развития русской литературы», В.
Ленин
«Партийная
организация
и
партийная
литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок
«Интеллигенция и революция».

Раздел 1. Русская литература на рубеже
6
веков
устану
повторять 1
1. И.А.
Бунин. Сведения
из Стихотворения*: «Вечер»,«Не
вас,
звезды!…»,«Мы
встретились
случайно
на
углу»,«Я к
биографии.
ней пришел в полночный час…»,«Ковыль»,«И цветы, и

2

2

12

шмели, и трава, и колосья…».
1.2.Рассказ: «Господин из Сан-Франциско». Рассказы:
«Деревня»,«Антоновские
яблоки»,«Чаша 1
Осуждение бездуховности существования.
жизни»,«Легкое
дыхание»,«Грамматика
любви»,«Чистый
понедельник»,«Митина
любовь»,«Господин из Сан-Франциско»,«Темные аллеи».
1.4.Философичность лирики Бунина.
Тонкость восприятия психологии человека и мира 1
природы;
поэтизация
исторического
прошлого.
Осуждение бездуховности существования. Изображение
«мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в
прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и
прозе. Поэтика И. А. Бунина. Критики о Бунине* (В.
Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов).
1.5.А.И. Куприн. Сведения из биографии
1
1.6.Рассказы:«Олеся»,«Поединок»,«Гранатовый Поэтическое изображение природы, богатство духовного 1
браслет».
мира героев. Нравственные и социальные проблемы в
рассказах Куприна. Осуждение пороков современного
общества.
1.7.Повесть «Гранатовый браслет».
Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной 1
любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл
произведения. Символическое и реалистическое в
творчестве Куприна.
Критики о Куприне* (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О.
Михайлов).
Раздел 2. .Поэзия начала ХХ века
9
2.1 .Поэзия начала ХХ века
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 1
XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий
Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина
Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь
Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.;
общая характеристика творчества(стихотворения не
менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и
новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее
разрешения в творчестве реалистов, символистов,
акмеистов,
футуристов.
Серебряный
век
как
своеобразный «русский ренессанс». Литературные

2

2

2
2

2

2

13

течения поэзии русского модернизма: символизм,
акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных
течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева
2.2.Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов. Связь с романтизмом.
Понимание символа символистами (задача предельного
расширения значения слова, открытие тайн как цель
нового искусства). Конструирование мира в процессе
творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность
стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д.
Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А.
Белый, А. А. Блок).
2.2.М. Горький. Сведения из биографии
Ранние
рассказы: «Челкаш»,«Коновалов»,«Страстимордасти»,«Старуха Изергиль».
2.3.Правда жизни в рассказах Горького.
Типы персонажей в романтических рассказах писателя.
Тематика и проблематика романтического творчества
Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.
Авторская позиция и способ ее воплощения.
2.4.Пьеса «На дне».
«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее
философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении
человека. Авторская позиция и способы ее выражения
2.5.Новаторство Горького – драматурга. Критики о Горьком*. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю.
Горький и МХАТ. Горький – романист.
Анненский). Теория литературы: развитие понятия о
драме.
2.6.А.А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вхожу
я
в
темные
Драматургия Блока, стихи.
храмы»,«Незнакомка»,«Коршун»,«Россия»,
«В
ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На
железной дороге», «Река раскинулась. Течет…»,«О, я
хочу безумно жить…», цикл «Кармен»«Скифы». Поэма
«Двенадцать».
2.7.Тема родины, тревога за судьбу России.
Природа социальных противоречий в изображении
поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока.
2.8.Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком
герои.
социального характера революции. Сюжет поэмы и ее
герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара»,
неоднозначность финала, образ Христа в поэме.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

14

Композиция,
лексика,
ритмика,
интонационное
разнообразие поэмы.
Теория литературы: развитие понятия о художественной
образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.
Самостоятельная работа.
12
В.Я. Брюсов*. Сведения из биографии.
12
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту»,
«Грядущие гунны» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие
решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике
Брюсова.
К.Д. Бальмонт.* Сведения из биографии.
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…»,
«Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть
солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.
Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к
утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый*. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен
выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема
родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие
революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм*. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в
статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм».
Утверждение акмеистами красоты земной жизни,
возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых
образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н.С. Гумилев*. Сведения из биографии.
Стихотворения:
«Жираф»,
«Волшебная
скрипка»,
«Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева,
романтическая традиция в его лирике. Своеобразие

15

лирических сюжетов.
Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии
Гумилева.
Футуризм*.
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт
как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве
с традицией, абсолютизация «самовитого» слова,
приоритет формы над содержанием, вторжение грубой
лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж.
Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин),
кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников),
«Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин*. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений
Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен
выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии
Северянина, оригинальность его словотворчества.
В.В. Хлебников*. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись
губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех
других стихотворений).
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.
Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия*.
Продолжение
традиций
русской
реалистической
крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева,
С. А. Есенина.
Н.А. Клюев*. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские
кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен
выбор трех других стихотворений).
Особое место в литературе начала века крестьянской
поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и
быта деревни, тема родины, неприятие городской

16

цивилизации. Выражение национального
самосознания. Религиозные мотивы.
Раздел 3. Литература 20-х годов (обзор)
3.1.Литература 20-х годов (обзор)

русского

7
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. 1
Литературный процесс 20-х годов. Литературные
группировки
и
журналы
(РАПП,
Перевал,
Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый
мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20е годы.
Тема России и революции в творчестве поэтов разных
поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М.
Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам,
В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий,
М. Светлов и др.). Крестьянская поэзия 20-х годов.
Беспокойство за судьбу родной земли человека,
живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С.
Клычкова, П. Васильева. Эксперименты со словом в
поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников,
А. Крученых, поэты-обериуты). Разнообразие идейнохудожественных позиций советских писателей в
освещении темы революции и гражданской войны
(«Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–
69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова,
«Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка,
«Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.).
Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р.
Гуль, П. Краснов, А Деникин). Поиски нового героя
эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева,
«Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А.
Толстого). Интеллигенция и революция в литературе 20х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по
мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма
«1905 год» Б. Пастернака). Объекты сатирического
изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко,
И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и
др.). Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы

2

17

– становление нарастающей тревоги за будущее («Мы»
Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова). Альтернативная
публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М.
Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького,
«Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни»
И. Бунина
3.2.В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!»,
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное»,
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности
любви»,«Прозаседавшиеся», поэма «Во
весь
голос»,«Облако
в
штанах»,«Флейтапозвоночник»,«Лиличка!»,«Люблю»,«Письмо
Татьяне
Яковлевой», «Про это».
3.3.Сатира Маяковского.
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное
содержание, гиперболичность и пластика образов,
яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема
несоответствия
мечты
и
действительности,
несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы
духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о
любви.
Обличение
мещанства
и
«новообращенных».Пьесы «Клоп»,«Баня».
3.4.Тема поэта и поэзии.
Поэма «Во
весь
голос»*.
Новаторство
поэзии
Маяковского.
Образ
поэта-гражданина. Теория
литературы: традиции и новаторство в литературе.
Новая
система
стихосложения.
Тоническое
стихосложение.
3.5. С.А. Есенин. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Письмо матери», «Не бродить, не мять
в кустах багряных…», «Письмо к женщине», «Собаке
Качалова», «Я покинул
родимый дом…»,
«Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не
плачу…»,«Мы
теперь
уходим
понемногу…»,«Сорокоуст»,«Русь Советская»,«Шаганэ,
ты моя, Шаганэ…».Поэма «Анна Снегина».
3.6.Поэтизация русской природы, русской Художественное своеобразие творчества Есенина:
деревни, развитие темы родины как выражение глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

18

любви к России.

3.7.Поэма «Анна Снегина»

впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи,
народно-песенная основа стихов. Стихотворения: «Гой
ты, Русь моя родная!», «Русь», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…».
Поэма «Анна Снегина»* – поэма о судьбе человека и 1
Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
Теория литературы: развитие понятия о поэтических
средствах художественной выразительности.
Самостоятельная работа
3
А.
Фадеев*. Сведения
из
биографии. 3
«Разгром».Гуманистическая направленность романа.
Долг и преданность идее. Проблема человека и
революции.
Новаторский
характер
романа.сихологическая глубина изображения характеров.
Революционная романтика. Полемика вокруг романа.
Теория литературы: проблема положительного героя в
литературе.

Раздел 4. Литература 30-х – начала 40-х
12
годов (обзор)
4.1. Литература 30-х – начала 40-х годов Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к 1
(обзор)
патриотизму в середине 30-х годов (в культуре,
искусстве и литературе). Единство и многообразие
русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница»
и др.). Первый съезд советских писателей и его значение.
Социалистический реализм как новый художественный
метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации;
поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.
Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф.
Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина,
Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова,
П. Васильева и др. Интеллигенция и революция в
романах М. Булгакова, А. Толстого.Развитие жанра
антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю.
Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового

2

3
3

2

19

быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).
Сложность творческих поисков и трагичность судеб
русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б.
Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.
4.2.М.И. Цветаева. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так
рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»),
«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по
родине! Давно…», « Генералам 12 года»,«Плач матери
по новобранцу…».
4.3.Основные темы творчества Цветаевой.
Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как
напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы:
развитие
понятия
о
средствах
поэтической
выразительности.
4.4.О.Э.
Мальденштам. Сведения
из «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
биографии.
гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в
мой город, знакомый до слез…», «Петербургские
строфы»,«Концерт на вокзале»,«Рим».
4.5..Петербургские мотивы в поэзии.
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски
духовных опор в искусстве и природе. Петербургские
мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О.
Мандельштама.
Теория литературы: развитие понятия о средствах
поэтической выразительности.
4.6..М.А. Булгаков. Сведения из биографии.
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (одно
произведение по выбору).
4.7.«Белая гвардия». Судьба людей в годы Изображение войны и офицеров белой гвардии как
Гражданской войны.
обычных людей. Отношение автора к героям романа.
Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы
миропорядка. Женские образы на страницах романа.
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
4.8.«Мастер и Маргарита».
Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система
образов.
4.9.Ершалаимские главы. Москва 30-х годов.
Тайны психологии человека: страх сильных мира перед
правдой жизни.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

20

4.10.Фантастическое
романе.

и

реалистическое

в Любовь и судьба Мастера. Воланд и его окружение. 1
Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в
творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской
манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа
в советской литературе.
4.11.М.А. Шолохов. Сведения из биографии.
«Донские рассказы»,* роман «Тихий Дон» (обзор). Мир 1
и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина
реалистических
обобщений.
Трагический
пафос
«Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.
Шолохова.
4.12.«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах Своеобразие
жанра.
Особенности
композиции. 2
русского народа и казачества в годы Столкновение старого и нового мира в романе.
Гражданской войны.
4.13.Образ Григория Мелехова.
Мастерство психологического анализа. Патриотизм и 1
гуманизм романа. Трагедия человека из народа в
поворотный момент истории, ее смысл и значение.
4.14.Женские судьбы.
Любовь на страницах романа. Многоплановость 1
повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М.
Шолохова. Своеобразие художественной манеры
писателя.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
Самостоятельная работа обучающихся.
17
М.А.Булгаков фельетоны 20-х годов,«Записки юного 2
врача»,«Морфий»,«Записки на манжетах»,«Театральный
роман».
А.Н. Толстой*. Сведения из биографии.
4
«Петр Первый». Тема русской истории в творчестве
писателя. «Петр Первый» – художественная история
России XVIII века. Единство исторического материала и
художественного вымысла в романе. Образ Петра.
Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в
романе. Пафос борьбы за могущество и величие России.
Художественное своеобразие романа. Экранизация
произведения.
Теория литературы: исторический роман.

2

2

2

2

2

3

3

21

А.П. Платонов. Сведения из биографии.
4
Рассказ «В
прекрасном
и
яростном
мире».
Повесть«Котлован».Поиски
положительного
героя
писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд
как основа нравственности человека. Принципы создания
характеров.
Социально-философское
содержание
творчества А. Платонова, своеобразие художественных
средств (переплетение реального и фантастического в
характерах героев-правдоискателей, метафоричность
образов, язык произведений Платонова). Традиции
русской
сатиры
в
творчестве
писателя.Теория
литературы: развитие понятия о стиле писателя.
Литература русского Зарубежья*
4
Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор).
И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В.
Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и
проблематика творчества. Традиции и новаторство.
Духовная ценность и обаяние творчества писателей
русского зарубежья старшего поколения.
В.В.
Набоков. Сведения
из
биографии. Роман«Машенька».Тема России в творчестве
Набокова. Проблематика и система образов в романе.
Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о
прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала
романа.Теория литературы: развитие понятия о стиле
писателя.
Н.А.
Заболоцкий.* Сведения
из
биографии.Стихотворения: «Завещание»,«Читая
стихи»,«О красоте человеческих лиц».Утверждение
непреходящих нравственных ценностей, неразрывной
связи
поколений, философская
углубленность, художественная
неповторимость
стихотворений поэта. Своеобразие художественного
воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.
И.Э. Бабель. Сведения из биографии.Рассказы: «Мой 3
первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности

3

3

3

22

поэтики
прозы
Бабеля.
Изображение
событий
гражданской войны в книге рассказов «Конармия».
Сочетание трагического и комического, прекрасного и
безобразного в рассказах Бабеля.
Теория литературы: развитие понятия о рассказе.
Раздел 5. Литература периода Великой
Отечественной
войны
и
первых
послевоенных лет
5.1.
Литература
периода
Великой Деятели литературы и искусства на защите Отечества.
Отечественной войны и первых послевоенных Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д.
лет
Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой,
В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф
героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтовфронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский,
А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М.
Джалиль и др.
Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург,
А.
Толстой.
Реалистическое
и
романтическое
изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В.
Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева.
Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А.
Корнейчука и др.Произведения первых послевоенных
лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла,
эгоизма и жизненного подвига, противоборства
созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.
Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
5.2. А.А.Ахматова. Жизненный и творческий Стихотворения:«Смятение»,«Молюсь
оконному
путь.
лучу..»,«Пахнут
липы
сладко…»,«Сероглазый
король»,«Песня последней встречи»,«Мне ни к чему
одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…»,
«Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне
голос
был»,
«Клятва»,«Мужество»,«Победителям»,«Муза»,«Поэма
без героя».Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.
5.3.Ранняя лирика Ахматовой.
Ранняя
лирика
Ахматовой:
глубина,
яркость

8
2

2

1

2

1

2

23

переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога.
Тематика и тональность лирики периода первой мировой
войны: судьба страны и народа.
5.4.Темы любви к родной земле, к Родине, к Личная и общественная темы в стихах революционных и 1
России.
первых послереволюционных лет. Темы любви к родной
земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в
творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и
гражданского мужества в лирике военных лет. Тема
поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
5.5.Поэма «Реквием». Исторический масштаб и Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. 1
трагизм поэмы.
Своеобразие лирики Ахматовой.
Теория литературы: проблема традиций и новаторства в
поэзии. Поэтическое мастерство.
5.6.А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном 1
завете», «Памяти матери», «К обидам горьким
собственной персоны...»,«В тот день, когда кончилась
война…»,«Ты, дура смерть, грозишься людям».
5.7. Поэма «По праву памяти».
Стихотворения: «Я знаю: никакой моей вины…», 1
Утверждение нравственных ценностей
Поэма «По праву памяти»* – искупление и
предостережение,
поэтическое
и
гражданское
осмысление трагического прошлого. Лирический герой
поэмы, его жизненная позиция. Художественное
своеобразие
творчества
А.
Твардовского. Теория
литературы:
традиции
русской
классической
литературы и новаторство в поэзии.
Самостоятельная работа.
7
Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.
4
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...»,
«Про
эти
стихи»,
«Определение
поэзии»,
«Гамлет»,«Быть знаменитым некрасиво»,«Во всем мне
хочется
дойти
до
самой
сути…»,
«Зимняя
ночь». Поэмы«Девятьсот пятый год»и «Лейтенант
Шмидт».
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике.
Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии

2

2

2

2

24

Раздел 6. Литература 50–80-х годов (обзор)
6.1. Литература 50–80-х годов (обзор)

Раздел 7. Поэзия 60-х годов.
7.1. Поэзия 60-х годов.

Пастернака. Особенности поэтического восприятия.
Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие
художественной формы стихотворений.
Для самостоятельного чтения. Роман «Доктор Живаго».
А.Т.Твардовский.
Для
самостоятельного 3
чтения:стихи, поэмы.
1
Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в 1
общественной и культурной жизни страны. Новые
тенденции в литературе. Тематика и проблематика,
традиции и новаторство в произведениях писателей и
поэтов.
Отражение конфликтов истории в судьбах героев:
П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день
Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...»
и др. Новое осмысление проблемы человека на войне:
Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент
истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование
природы подвига и предательства, философский анализ
поведения человека в экстремальной ситуации в
произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь
здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой
Отечественной войне в воспитании патриотических
чувств молодого поколения.
9
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в 2
поэзии
Б.Ахмадуллиной,
Е.Винокурова,
Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко,
Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в
поэзии
Н.Федорова,
Н.Рубцова,
С.Наровчатова,
Д.Самойлова,
Л.Мартынова,
Е.Винокурова,
Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова,
И.Бродского, Р.Гамзатова и др.Размышление о прошлом,
настоящем
и
будущем
Родины,
утверждение
нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.
«Городская
проза». Тематика,
нравственная

2

2

25

проблематика,
художественные
особенности
произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова,
В. Дудинцева и др. «Деревенская проза». Изображение
жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного
мира человека, связанного жизнью своей с землей, в
произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С.
Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В.
Шукшина,
и
др. Драматургия.
Нравственная
проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А.
Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В.
Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова
«Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная
охота» и др. Динамика нравственных ценностей во
времени, предвидение опасности утраты исторической
памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина,
«Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале
тумана» Ю. Рытхэу и др. Попытка оценить современную
жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак
беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю.
Бондарева и др. Историческая тема в советской
литературе. Разрешение вопроса о роли личности в
истории, о взаимоотношениях человека и власти в
произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля,
А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и
др. Автобиографическая литература. К. Паустовский,
И.
Эренбург. Возрастание
роли
публицистики. Публицистическая
направленность
художественных произведений 80-х годов. Обращение к
трагическим страницам истории, размышления об
общечеловеческих
ценностях. Журналы
этого
времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя»
и др.). Развитие жанра фантастики в произведениях А.
Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. Авторская
песня. Ее место в историко-культурном процессе
(содержательность, искренность, внимание к личности).
Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю.

26

Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской
песни. Многонациональность советской литературы
7.2.А.И.
Солженицын. Сведения
из «Матренин
двор»*. «Один
день
Ивана 1
биографии.
Денисовича».Новый подход к изображению прошлого.
7.3.«Один день Ивана Денисовича».
Проблема ответственности поколений. Размышления 2
писателя о возможных путях развития человечества в
повести. Мастерство А. Солженицына – психолога:
глубина характеров, историко-философское обобщение в
творчестве писателя.
7.4.В.М. Шукшин.Сведения из биографии.
Рассказы:
«Чудик»,«Выбираю
деревню
на 2
жительство»,«Срезал»,«Микроскоп»,«Ораторский
прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и
цельность
духовного мира
русского
человека.
Художественные особенности прозы В. Шукшина.
7.5.Н.М. Рубцов. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Видения
на
холме»,«Листья 1
осенние»(возможен выбор других стихотворений).
7.6.Тема родины в лирике поэта.
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, 1
вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония
человека и природы. Есенинские традиции в лирике
Рубцова
Самостоятельная работа обучающихся
6
В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. «Колымские 2
рассказы».(два рассказа по выбору). Художественное
своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций,
простота, ясность.
Расул
Гамзатов. Сведения
из
биографии. 2
Стихотворения:«Журавли»,«В
горах
джигиты
ссорились, бывало...» (возможен
выбор
других
стихотворений).Проникновенное звучание темы родины
в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий
смысловое значение восьмистиший. Соотношение
национального и общечеловеческого в творчестве
Гамзатова.
А.В.
Вампилов.Сведения
из
биографии. 2
Пьеса«Провинциальные анекдоты» (возможен выбор

2
2

2

2
2

2

2

2

27

другого драматического произведения). Образ вечного,
неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и
милосердия. Гоголевские традиции в драматургии
Вампилова.
Раздел 8. Русская литература последних лет
(обзор)
8.1.Русская литература последних лет Русская литература последних лет (обзор).Обзор
(обзор)
произведений, опубликованных в последние годы в
журналах и отдельными изданиями. Споры о путях
развития культуры. Позиция современных журналов.
Раздел 9. Зарубежная литература (обзор)
9.1.Зарубежная литература (обзор)
Зарубежная литература (обзор). И.-В.Гете. «Фауст». Э.
Хемингуэй. «Старик и море». Э.- М. Ремарк. «Три
товарища» Г. Маркес. «Сто лет одиночества». П.
Коэльо. «Алхимик».
Практическая работа
Практическая работа по творчеству А.М.Горького
Практическая работа по лирике А.Блока
Практическая работа по лирике С.Есенина
Практическая работа по творчеству М.Булгакова
Практическая работа по творчеству М.Шолохова
Практическая работа по творчеству А.Солженицына
Практическая работа по творчеству В.Шукшина
Контрольная работа «Итоговый контроль»
ИТОГО:

2
2

2

1
1

2

15
2
2
2
4
2
2
1
1
171

3

28

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места (32 места),
- учебная доска,
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: проектор, компьютер, экран.
Учебно – методический комплекс:

1. Рабочая программа 2021-22 уч.года
2. Календарно – тематический план дисциплины (предмета) (для рабочих
программ, составляемых в соответствии с Государственными образовательными
стандартами).
3.Методические указания преподавателям по проведению основных
видов учебных занятий.
4.Методические рекомендации по чтению лекций (в том числе
проблемных, установочных, обзорных)
5.Методические рекомендации по проведению семинарских и
практических занятий (рекомендуемая тематика и вопросы, формы проведения).
6.Методические рекомендации по выборочному индивидуальному
консультированию и руководству студенческой научной работой.
7.Конспекты лекций (курс лекций, текст лекций) (в электронном виде).
8. Поурочные планы дисциплины
9.Методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям.
10.Методические указания по выполнению домашних заданий и
контрольных работ.
11.Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по
дисциплине (ФОС по дисциплине).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
Перечень учебных изданий:
Автор
Рыбченкова Л.М.,
Александрова
О.М., Нарушевич
А.Г. и др.
Свирина Н.М.,
Фёдоров С.В.,
Обухова М.Ю. и
др. (1 ч.), Фёдоров
С.В., Ачкасова
Г.Л., Гордиенко
Л.Л. и др. (2 ч.)/
Под общей
редакцией
академика РАО
Веобипкой П А
Абелюк Е.С.,
Поливанов К.М./
Под общей

Наименование
издания
Русский язык
(базовый уровень)

Год издания

Издательство

2018

АО «Издательство
«Просвещение»

Литература
(базовый уровень)
(в 2 частях) 10
класс

2018

АО «Издательство
«Просвещение»

Литература
(базовый уровень)
(в 2 частях) 11

2018

АО «Издательство
«Просвещение»

29

редакцией
академика РАО
Вецбиикой Л.А.

класс

Дополнительные источники:
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова .Поурочные разработки по литературе.1
и 2 полугодия.Вако.2015
Н.В.Егорова.Поурочные разработки по русской литературе.1 и 2
полугодия.Вако.2014.
Журнал «Литература в школе»
Интернет-ресурсы:
www.e.lanbook.com (Доступ к коллекции"Гуманитарные науки
Издательство Лань" ЭБС "Издательства Лань");
www.fcior.edu.ru
(Информационные,
тренировочные
контрольные материалы);

www.school-collection.edu.ru
(Единая
образовательных ресурсов).

коллекции

и

цифровых

Организация образовательного процесса
Организация и реализация на уроке различных видов деятельности
обучающихся
(слушание,чтение,письмо,говорение,аудирование,моделирование,прогнозирован
ие,проектирование,конструирование,исследование,обобщение,анализ,синтез,сра
внение,классификация,сопоставление,проведение аналогии, диагностирование,
самостоятельная деятельность и др.)
Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор)
домашнего задания.
Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития
обучающихся.
Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных
понятий(научность содержания учебного материала, следование УМК).
Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по
сложности и объёму. Целессобразность выбора формы урока (внешняя форма:
урок-мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др.
внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения,
комбинированный, развития речи, урок по определенной технологии) и формы
организации деятельности студентов (фронтальная, индивидуальная,
групповая, парная, коллективная и др.)
Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного
оснащения учебного занятия.
Создание на уроке условий для активной учебно-познавательной деятельности
обучающихся.
Реализация на уроке компонентов учебно-познавательной деятельности (цель,
мотив ,постановка учебной задачи, содержание, учебные действия,
контроль(самоконтроль),оценка (самооценка).
Формирование(развитие) на уроке универсальных учебных

30

действий(регулятивных, познавательных, коммуникативных. личностных)
Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на
продуктивную деятельность обучающихся.
Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Умение создать атмосферу доверия, психологической
безопасности,одобрения,поддержки,сотрудничества,здоровьесбережения.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация примерной рабочей программы учебной дисциплины
«Русский язык и литература» должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины и владеющими навыками работы и пользования

ОДБ.02
Литература

Яковлева
Ольга
Михайловна

Высшее
ЯГУФЛФ.РН.
2002 преп.
Русского
языка и
литературы,м
ировой
художественн
ой культуры.

Высшая

О. – 24
П. – 15
д.у. – 15

Условия
привлечения к
педагогической
деятельности
(штатный
работник,
внутренний

Сведения о
повышении
квалификации

Фамилия, имя,
отчество,
должность по
штатному
расписанию
Какое
образовательное
учреждение
окончил,
специальность
Ученая степень,
(направление
ученое (почетное)
по
подготовки)
звание,
об
документу
Стаж
квалификационная
образовании
педагогической
категория
работы

наименование
дисциплины в
соответствии с
учебным планом

программным комплексом CAD/CAM.

АУ ДПО
«Институт
новых
технологий
РС(Я)»,
2013,2014.
2015.2016.

штатный

Практики
STEMобразования:
основные
принципы
организации.
В объёме-72
часа. С
08.06.18 по
15.06.2018 г.
г.Якутск.
Диплом
ГАУ ДПО РС
(Я) «ИРПО» «Реализация
образовательн

31

ых программ
среднего
общего
образования в
пределах
освоения
образовательн
ых программ
среднего
профессиональ
ного
образования» в
объёме-36
часов. С
06.02.19-по
08.02.2019 г.
г.Якутск.
Удостоверение
№
1404000253552

1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи
оценка результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных
занятий,
тестирования,
а
также
выполнения
обучающимися
индивидуальных заданий, написания сочинений.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
(освоенные
умения,
усвоенные знания)
Усвоенные знания:
содержание
изученных Фронтальный опрос,
литературных произведений
тестирование,
самостоятельная внеаудиторная работа, написание сочинений
основные факты жизни и Практические занятия,
творчества
писателей- составление и защита презентаций,
классиков XIX–XX вв.
устный опрос
основные
закономерности Фронтальный опрос,
историко-литературного
заполнение таблиц,
процесса
и
черты индивидуальные творческие задания
литературных направлений
основные
теоретико- Фронтальный опрос,
литературные понятия
тестирование,
самостоятельная внеаудиторная работа
Усвоенные умения
воспроизводить содержание Текущий контроль в процессе тестирования, индивидуальных
литературного произведения
сообщений, докладов, пересказов отрывков
анализировать
и Самостоятельные работы,
интерпретировать
написание сочинений,
художественное
анализ художественных произведений
произведение,
используя
сведения по истории и теории

32

литературы; анализировать
эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его
связь
с
проблематикой
произведения;
соотносить художественную
литературу с общественной
жизнью
и
культурой;
раскрывать
конкретноисторическое
и
общечеловеческое
содержание
изученных
литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и
ключевые проблемы русской
литературы;
соотносить
произведение
с
литературным направлением
эпохи
определять род и жанр
произведения
сопоставлять
произведения

литературные

выявлять авторскую позицию
выразительно
читать
изученные произведения (или
их фрагменты), соблюдая
нормы
литературного
произношения
аргументировано
формулировать
свое
отношение к прочитанному
произведению
писать сочинения разных
жанров на литературные
темы
создавать связный
текст
(устный и письменный) на
необходимую тему с учетом
норм русского литературного
языка
участвовать в диалоге или
дискуссии

Фронтальный опрос,
самостоятельные работы,
самостоятельная внеаудиторная работа,
составление конспектов,
работа со схемами, индивидуальная работа

Фронтальный опрос,
самостоятельные работы,
работа с текстом художественного произведения
Фронтальный опрос,
самостоятельная внеаудиторная работа,
составление конспектов, портфолио,
работа со схемами
Сочинение,
тестирование,
индивидуальные сообщения, отзывы
Фронтальный опрос,
работа с текстами художественных произведений, анализ текста
самостоятельная внеаудиторная работа
Фронтальный опрос,
письменные работы
Эссе, описание портрета, описание картины, работа с текстами
художественных произведений,
самостоятельная внеаудиторная работа
Фронтальный опрос,
работа с текстами художественных произведений,
самостоятельная внеаудиторная работа
защита презентаций,
рефератов, докладов

Разработчик ______________________________________Яковлева О.М.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».